28 | 01 | 2020

Самоанализ работы

САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ

 1. Я, Шатрова Нина Николаевна, с 2009 г. - учитель информатики Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольской СОШ. С 1996 по 2009гг работала учителем информатики и зам. директора по УВР Новотарбеевского филиала МБОУ Новоникольской СОШ Мичуринского р-на, который был закрыт в  связи с реструктуризацией сети ОУ.

В соответствии с задачами Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», целью работы нашего образовательного учреждения стало создание благоприятных условий для развития, обучения и воспитания детей, путем максимальной адаптации к их индивидуальным особенностям и гибкого реагирования на социокультурные изменения среды. Достижение данной цели возможно лишь при условии осуществления каждым педагогом школы системной работы по формированию творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, владеющей возможностями современных информационных технологий.

Поэтому, цель моей педагогической деятельности – раскрытие творческих способностей учащихся и адаптация их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Исходя из этой цели, ставлю перед собой следующие задачи:

  • формировать осознанную мотивацию к процессу обучения и потребность к саморазвитию;
  • выработать навыки самообразования, информационной и интеллектуальной деятельности;
  • развивать алгоритмическое и операционное мышление;
  • воспитывать творчески активную личность;
  • подготовить выпускников к профессиональной самореализации и использованию информационно-коммуникационных технологий в своей работе.

Таким образом, цель моей педагогической деятельности полностью согласуется с целью работы школы и направлена на ее реализацию средствами предмета «Информатика и ИКТ».

 2.            После последней аттестации в период с 2008 по 2009г. в Новотарбеевском филиале работала над проблемой «Повышение качества образования путем индивидуализации обучения на уроках информатики». Результатами данной работы стали победы учащихся в олимпиадах по информатике на различных уровнях (муниципальном – 2008, 2009; зональном-2008; межрегиональном-2009). Однако из-за малого количества (40) учащихся школа была закрыта.

В связи с переходом 1 сентября 2009 г. на новое место работы, я столкнулась со следующими проблемами:

  • изучение информатики велось только в 7 -11 классах;
  • уровень освоения программы по предмету был низким, (преподавание велось не специалистами);
  • несмотря на большую численность (более 150 уч-ся), ученики этой школы никогда не принимали участие ни в олимпиадах, ни в конкурсах по информатике.

Администрация школы, понимая значимость решения вышеуказанных проблем, полностью поддержала меня в решении вопроса изменения организации образовательного процесса по предмету. С 2009г преподавание информатики введено с 3 класса, а с 2010 - со 2 класса (в качестве отдельного предмета).

Прошли лицензирование и реализуются составленные мной программы дополнительного образования по ИКТ «Информационная культура», «Информационные технологии», «Прикладная информатика». В 2011-2012 году эти творческие объединения посещали 80, а в 2012-2013 году – 90 воспитанников (70% от всех учащихся 2-11 классов).

Интеграция основного и дополнительного образования в рамках работы школы полного дня позволила решить проблему актуализации познавательного интереса к предмету, повысить уровень качества знаний по информатике до 80%, что привело к возрастанию конкурсной активности. И как результат – победы в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах по информатике и ИКТ.

Учащиеся Старохмелевского филиала принимают участие в предметных олимпиадах и в 2011 г. стали призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников и межрегиональной открытой олимпиады школьников «Интеллектуальный марафон». Учащиеся ведут научно-исследовательскую работу по изучению достижений современных информационных технологий и представляют ее на научно-практических конференциях «Грани творчества» и «Путь в науку».

Также одной из задач, которую удалось решить за этот период – оказание помощи в повышении ИКТ компетентности педагогов школы. Семинары-практикумы и индивидуальные консультации, организованные мной на базе кабинета информатики позволили учителям лучше освоить возможности персонального компьютера, применять их в своей педагогической деятельности, распространять опыт посредством сети Интернет и участвовать в конкурсах по ИКТ. В настоящее время 100% учителей владеют навыками работы с ПК, из них 70% - на высоком уровне.

Результаты решения проблем были представлены мной на конференциях и семинарах регионального и муниципального уровня «Информатизация образования в регионе», «Инновационная деятельность учителя – основа развития современной школы».

 3.            Основа программы развития нашей школы – создание в ней единого образовательного и воспитательного пространства. В рамках данной программы с 2011 года коллектив школы работает над методической темой «Формирование устойчивой учебной деятельности и нравственности обучающихся в системе ЛОО».

Я вхожу в состав творческой группы по разработке и реализации программы развития ОУ и координирую создание единой информационно-образовательной среды школы, в том числе:

  • создание и администрирование сайта школы. В 2009 году сайт школы (http://staroehmelevoe.68edu.ru) был переведен мной  на платформу Joomla, что позволило организовать многопользовательскую работу с ним (педагогов, учащихся, родителей). В настоящее время сайт служит платформой для персональных сайтов учителей школы. В 2010 году сайт школы стал победителем конкурса Web-сайтов ОУ Тамбовской области в номинации «Лучший сайт сельского образовательного учреждения».
  • формирование ИКТ-компетентности учителей-предметников (оказание консультационной помощи, проведение семинаров-практикумов);
  • администрирование на сайте «Дневник.ru», организация работы по ведению электронных журналов и дневников;
  • создание в школе опытной зоны по переходу на свободное программное обеспечение (СПО);
  • организация работы с базами данных: АИАС АРМ Директор, РБД «ЕГЭ и ГИА».
  • участие в оснащении школы компьютерной и оргтехникой, развитии локальной сети;
  • организация доступа учащихся, педагогов и родителей к сети Интернет.

С 2010 г.  Старохмелевская школа стала областной экспериментальной площадкой «Интеграция основного и дополнительного образования в школе полного дня, как социальный заказ жителей села». В рамках работы общественно-активной школы я вхожу в состав творческой группы социального проекта «Школа, дом, село» (срок реализации 2011-2012 уч.г.) и обучаю жителей села работе с ПК (на базе кабинета информатики).

 4.            Диагностика образовательных потребностей детей проводится совместно с психологом школы Григорьевой Е.В. путем анкетирования и проведения собеседования. Это позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию, в том числе при изучении информатики. В зависимости от полученных результатов учащимся предоставляется возможность на уроках получить дополнительные знания:

  • по прикладному программному обеспечению (уровень оператора ЭВМ);
  • по программированию и алгоритмизации (уровень программиста);
  • по подготовке к ЕГЭ (для поступления в высшие учебные заведения).

При проведении практических заданий (разработка презентации, сайта, буклета) учащиеся выбирают тему с учетом их заинтересованности в изучении других предметов (биологии, истории, химии и т.д.). Межпредметные проекты повышают мотивированность обучающихся, стимулируют их познавательную активность и творчество, всестороннее раскрытие и развитие способностей. Практикую проведение интегрированных уроков с другими учителями-предметниками.

Профилизация обучения на старшей ступени ведется в проуниверситетском классе. В рабочую программу по «Информатике и ИКТ» мной интегрирован учебный материал соответствующий 1 курсу  агротехнологического профиля. С 2012 г. двое учащихся (10 и 11 класса) изъявили желание изучать информатику на профильном уровне с помощью дистанционного образования - Телешколы, в которой я являюсь школьным куратором.

С 2010 г. школа участвует в региональном проекте реализации виртуальной интернет-школы «Умный ГрадЪ». В мае 2011 года ученик 3 класса Данилов Андрей  успешно прошел обучение по курсу «Первые шаги к лидерству» и получил сертификат Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) за выполнение итогового проекта по информатике «Как мы получаем информацию».

Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. Распределение заданий по уровням сложности производится в соответствии с выработкой ими у учащихся мыслительных навыков: Знание, Понимание, Применение, Анализ, Синтез, Сравнительная оценка (данная систематика предложена Б.Блумом).

Современному обществу нужны люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, способные к творческой самореализации. Это становится возможным только при построении системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Одним из путей решения данной проблемы я нашла в применении интегральной технологии обучения В.В. Гузеева (http://www.gouzeev.ru). Она позволяет реализовать принципы самоактуализации, индивидуальности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.  Применение данной технологии позволяет помимо выработки прочных знаний сделать обучение щадящим для здоровья ученика, как физического, так и психологического, за счет индивидуализации темпа и уровневой дифференциации заданий, формируют навыки самообразования и самоконтроля.

 5.            Уроки информатики отличаются большой насыщенностью теоретического и практического материала. Только использование современных образовательных технологий позволяет эффективно распределить время, обеспечить качественное усвоение программного материала, сохранив при этом физическое и психологическое здоровье ребенка.

Индивидуализация обучения начинается с изучения потенциальных возможностей каждого ребенка в классе – диагностики модальности восприятия информации. Использование методик нейролингвистического программирования позволяет проанализировать способность учащихся воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его. При объяснении нового материала демонстрация мультимедийных презентаций позволяет задействовать визуальный канал восприятия информации; доступное изложение  и акцентирование внимания голосом активизируют аудиальный канал; интерактивные компоненты вовлекают учащихся в действие, заставляя работать кинестетический канал приема информации.  

Процесс обучения становится более эффективным за счет определения оптимальных путей получения информации учеником и предъявления учителем требований адекватных возможностям ребенка. Это снижает психологическое напряжение при изучении нового материала и делает обучение здоровьесберегающим.

В целях эффективности использования времени при проверке уровня усвоения материала широко использую компьютерные тесты, подготовленные с помощью бесплатной программы АЙРЕН (http://irenproject.ru/). Диагностика образовательных потребностей с использованием ИКТ активизирует познавательный интерес и способствует повышению качества усвоения изучаемой темы.

Продолжительность непрерывного применения технических средств на уроках информатики не превышают санитарно-гигиенические нормы, установленные для каждой возрастной категории. Организую физкультурные  минутки, провожу гимнастику для глаз и рук. Предупреждение переутомления и смена деятельности также способствуют эффективности образовательного процесса на уроках.

Мой опыт работы базируется на комплексном применении технологий дифференцированного обучения (Е.А.Юнина), личностно-ориентированном обучении (И. Якиманская), индивидуализированного обучения (И.Э. Унт), проектной деятельности. 

Мною разработана модификация интегральной технологии Гузеева В.В. (http://www.gouzeev.ru/shell/shatrova.pdf) которая отличается большей индивидуализацией процесса обучения. Данная технология используется при изучении разделов «Основы алгоритмизации» и «Программирование». Основные положения предлагаемой модификации интегральной технологии (опубликованы в журнале «Школьные технологии»):

  • учет психологических особенностей учащихся (использование методик нейролингвистического программирования),
  • четырех уровневая дифференциация,
  • модульно-блочное построение курса обучения,
  • использование методов активизации самообразования учащихся,
  • иерархическая система оценивания.

Разработанная мной модификация интегральной технологии обучения применяется не только информатиками, но и другими учителями-предметниками школ Тамбовской обл. и других регионов:  Ярушкина Г.В. учитель информатики МБОУ Новоникольской СОШ Тамбовской обл. (http://novonikolskoe.68edu.ru/index.php/yarushkina), Нечаев С.А. учитель информатики МБОУ СОШ№5 г. Куйбышева Новосибирской обл. (http://s_5.kuyby.edu54.ru/nechaev/p19aa1.html ), Фёдорова С. Ш. учитель истории МОУ СОШ№7, п.Исеть, ГО Верхняя Пышма р-н, Свердловская обл.  (http://festival.1september.ru/articles/600808/). Модификация интегральной технологии стала объектом диссертационного исследования «Диагностический выбор и модификация технологии обучения физике учащихся старших классов средней школы» (2011г.) к.п.н. Бустубаевой З.Т.  (ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический институт») (http://www.dissercat.com/content/diagnosticheskii-vybor-i-modifikatsiya-tekhnologii-obucheniya-fizike-uchashchikhsya-starshik) .

Разработанное мной учебное пособие  «Основы алгоритмизации» (http://inform-school.narod.ru) построено в соответствии с требованиями модификации интегральной технологии. Оно прошло рецензирование в ТОИПКРО (рецензент Вязовова О.В.) и  включено в сборник Министерства образования и науки «Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования» (http://catalog.iot.ru/pdf/Catalog_vol3.pdf). Учебное пособие интересно учащимся и их учителям, включено в методические копилки множества школ страны. Зеркала этого сайта разместили у себя ресурсный центр Дагестана, Мультимедиа центр Удмуртского  государственного университета, Центр информационных технологий г. Тольятти.

С 2011 г. мое учебное пособие включено в содержание основной образовательной программы бакалавриата ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» по направлению подготовки Прикладная информатика (230700) профилю подготовки «Информационные системы и технологии в управлении»

(http://www.isea.ru/edu/vpo/2level/files/8/2011/230700 Прикладная информатика - Инф.системы и технологии в управлении.pdf)

Учет мной индивидуальных и возрастных особенностей, внедрение современных образовательных технологий позволяет учащимся достигать следующих результатов:

  • формировать принципиально новый понятийный аппарат на основе первичной роли информационных процессов;
  • осваивать принципы структурирования, формализации информации и вырабатывать умение строить информационные модели для описания объектов и систем;
  • развивать алгоритмический и логический стили мышления;
  • формировать умение организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи, планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств;
  • вырабатывать навыки безопасного поведения в Интернете, соблюдения норм информационной этики и права.

На уроках и во внеурочной деятельности мной реализуются принципы самоактуализации, индивидуальности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки, создается развивающая среда, побуждающая ученика самостоятельно изучать новый материал и применять полученные знания.

 6.            На уроках и занятиях дополнительного образования все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную.

Организация групповой работы способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Совместная деятельность учащихся происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Наблюдая за работой учащихся, опосредованно (через дополнительные вопросы, создание проблемных ситуаций) направляю их учебные действия на решение учебной задачи, поддерживаю творческую обстановку на уроке, обучаю детей исследовательским методам работы.

Результативность метода сотрудничества выше на этапе закрепления и применения индивидуально выработанных знаний, умений и навыков, а именно:

  • при проверке правильности выполнения заданий (в группах учащиеся могут прояснить непонятые в ходе выполнения домашнего задания детали);
  • при совместном выполнении практической работы (в парах);
  • в проектной деятельности.

Создание на занятиях ДО групповых проектов интегрированной направленности (межпредметных) показало, что учащиеся охотно включаются в познавательную деятельность, учатся отстаивать собственную точку зрения. Повышается эмоциональный настрой в классе, появляется возможность для проявления индивидуальных творческих способностей учащихся, создаются условия для использования полученных знаний в нестандартных ситуациях при  выходе за рамки одного школьного предмета.

Работа творческих объединений продолжается во время каникул и летней оздоровительной работы в лагере дневного пребывания. Тематические летние смены, которые организуются в школе ежегодно, требуют использование информационных и компьютерных технологий.

 7.            Уровень познавательного интереса на уроках информатики высокий. В процессе преподавания формирование положительной мотивации достигается следующими способами:

  • усиление практической направленности обучения с использованием ИКТ (значительно повышает интерес к теме и самому процессу познания);
  • занимательность и нестандартная форма преподнесения материала, его интерактивность;
  • позитивный эмоциональный настрой учителя;
  • разнообразие видов деятельности;
  • сочетание мыслительных и практических действий позволяет поддерживать работоспособность учащихся и мотивацию деятельности в активном состоянии;
  • умение четко донести до учащихся поставленные перед ними и перед учителем цели обучения и способы их реализации.

В систему внеурочной деятельности по информатике включают внеклассные мероприятия, занятия объединений дополнительного образования «Информационная культура», «Информационные технологии», «Прикладная информатика» и работу творческих групп по подготовке к конкурсам.   

Мои ученики участвуют в телекоммуникационных проектах («Телешкола», «Умный ГрадЪ») и всероссийских сетевых (on-line) конкурсах и олимпиадах («Найди свой ответ в WWW» , «Турнир по программированию»).

Созданная на уроках и во внеурочное время атмосфера стимулирования творческого поиска и саморазвития позволили получить высокие результаты обучения, активизировать участие учащихся в развивающих мероприятиях (олимпиады, конкурсы).

 8.            Мной ведется большая работа с одаренными детьми и учащимися, проявляющими повышенный интерес к предмету. Развитие их интеллектуального и творческого потенциала ведется на уроках, занятиях дополнительного образования и индивидуальных консультациях. Ежегодно в школе проводится внутришкольная олимпиада по информатике, в которой принимают участие все желающие учащиеся 5-11 классов. Участие в различных конкурсах по предмету позволяют ученику оценить свои знания и продемонстрировать свои возможности на уровне школы, района, области и страны.

Дети с ограниченными возможностями здоровья посещают уроки информатики совместно с остальными учащимися школы. Это  направлено на преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности. Осуществляется подбор индивидуальных  заданий к урокам, выбор методов способствующих самоопределению ребенка в информационном мире. Такие дети активно участвуют во внеурочной деятельности по предмету (мероприятиях и конкурсах).

 9.            Преподавание информатики с начальных классов, осуществление дополнительного образования по данному направлению, а также комплексное применение ИКТ на уроках по другим предметам, позволило достигнуть высоких результатов в обучении.  На протяжении последних 3-х лет качество обучения информатике в школе стало стабильно-высоким и  в среднем составляет 80% при 100% уровне обученности. С сентября 2011 г. школа была объединена с Крюковским филиалом. Увеличение числа учащихся в классах отрицательно сказалось на показателях успеваемости (в том числе и по информатике). В настоящее время процент качества обучения составляет 80,92%. Результаты текущей успеваемости учащихся по информатике подтверждаются итоговой  аттестацией.

До 2010 года итоговая аттестация по информатике за курс основной школы проводилась только в традиционной форме.  В 2010г. пройти ГИА по информатике изъявили желание 4(33%) ученика Старохмелевской СОШ. Однако этот экзамен в Тамбовской обл. не был проведен. В 2011г. ГИА по информатике выбрала 1(12,5%) ученица, в 2012г – 2 учащихся (28,6%). Их результаты показали 100% качество обучения. По итогам ГИА 2012г. средний бал составил 85, что выше ср.балла по району на 27%, и на 10% выше ср. балла по области.

До 2012 г. выпускники Старохмелевской СОШ и Новотарбеевского филиала участие в итоговой аттестации в форме ЕГЭ не принимали. Причина в первую очередь в том, что результаты ЕГЭ по информатике принимается очень малым количеством вузов.

В 2012г. выпускной экзамен в форме ЕГЭ выбрала Тепцова А. и показала высокий уровень достижений, набрав 75 баллов (это на 29% выше ср.балла по району и на 12% выше ср. балла по области.)

Таким образом, уровень учебных достижений обучающихся соответствует требованиям государственного стандарта.

Рабочая программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Важным компонентом информационной культуры является ИКТ-компетентность. При этом нужно отметить, что информационная культура опирается не только на современные электронные технические средства, важно обучить ребенка эффективно использовать нецифровые источники информации (книги, энциклопедии), развивать у него операционное мышление (умение анализировать, делать выводы, обобщать, классифицировать).

Оптимизация образовательного процесса позволяет формировать следующие компетенции: информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией), коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятыми), социальную (способность действовать в социуме с учетом позиций других людей), предметную (способность применять полученные знания на практике).

Приоритетами на уроках информатики и занятиях дополнительного образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками); объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения.

 10.          На своих уроках применяю иерархическую систему оценивания. Она позволяет наиболее адекватно дать оценку знаниям, умениям и навыкам каждого ученика по каждой изученной теме, стимулирует самостоятельную работу по их выработке и корректировке. Ученик имеет право дома решать самостоятельно упражнения и тренинги по изучаемой теме, в том числе и более высокого уровня (тем самым, выбирая для себя индивидуальный тем обучения). Предусмотрена  возможность повышения отметки за знания, полученные в течение предыдущих занятий, путем индивидуальных зачетов, по желанию ученика или по рекомендации учителя (только в случае пропусков занятий или с целью изменения имеющейся оценки на более высокую). Формирую отчетность и осуществляю диагностику посредством АИАС АРМ Директор, веду  электронные формы документации (электронный журнал и электронные дневники) на сайте http://dnevnik.ru .

Формы образовательной рефлексии на уроках информатики различны - устное обсуждение, письменное анкетирование на бумаге и компьютере, графическое изображение происходящих изменений. Рефлексия провожу как после урока, так и после изучения темы или раздела. Ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию и самооценку своего труда, организуемого с учетом индивидуальной образовательной программы.

Одним их важнейших видов оценки (самооценки)  деятельности обучающихся является портфолио. Папки индивидуальных достижений в школе ведутся каждым учеником. Анализируя свои работы по информатике, ребенок учится анализировать свою деятельность, объективно оценивать свои возможности и находить пути преодоления трудностей.

 11.          Я не являюсь классным руководителем, но на своих уроках и занятиях ДО особое внимание уделяю формированию таких качеств учащихся, как целеустремлённость, независимость, широта взглядов и мышлений, гибкость ума и поступков, предприимчивость и анализ ситуаций и явлений. По мере психологического, интеллектуального и личностного развития ребенка формируются его мировоззрение, нормы  и правила поведения в современном мире. Роль информатики в получении  ребенком социального опыта очень велика.

Уроки и внеурочная работа дают возможность ребятам спроецировать возможности применения современных информационных и коммуникационных технологий на область своего будущего профессионального самоопределения. Применение такой деятельностной формы работы, как метод проектов, позволяет учащимся приобрести навыки профессионального взаимодействия в любой  сфере деятельности.  Они исследуют, делают заключения, анализируют и обобщают информацию. Эта деятельность позволяет вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности, формирует коммуникативные качества: работа в команде, отстаивание своей позиции, взятие ответственности за принятие решений на себя.

Хороший уровень подготовки моих учеников по информатике и ИКТ высоко оцениваются преподавателями учебных заведений (вузов и ссузов),  в которых они продолжают своё обучение. Мои выпускники продолжают изучение информатики на профессиональном уровне:

Михин Алексей и Грезнев Владислав. Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина (Москва) - факультет «Автоматизированные системы обработки информации и управления».

Стрельников Евгений. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» факультет «Кибернетики и информационной безопасности».

Власова М.(2008г.) и Семенов Е.(2009г.) победили в творческом конкурсе на призы ОАО «ТамбовЭнерго» (проект с использованием ИКТ) и без экзаменов зачислены на энергетический факультет Тамбовского государственного технического университета.

В 2012 г. ученица Старохмелевского филиала Тепцова Анастасия стала победителем олимпиады, организованной Тамбовским университетом им.Державина по профилю «Математика.  Компьютерные науки».

 12.          Как учитель-предметник систематически работаю с родителями. Это и проведение индивидуальных бесед, выступление на общешкольных и классных родительских собраниях, привлечение к участию школьных мероприятий (как воспитательных, так и предметно-ориентированных). Провожу разъяснительные беседы по вопросам дистанционного образования, возможностей интернета, информационной безопасности и др.

Родители оказывают поддержку при участии ребят в конкурсах  и олимпиадах, так как понимают, что освоение предмета информатики и ИКТ, позволяет их детям стать конкурентоспособными в современном обществе.

 13.          В школе сформировался стабильный педагогический коллектив со своими традициями, высоким уровнем развития самостоятельности, инициативы и творчества, сформированными отношения доброжелательности и делового сотрудничества. Взаимоотношения с коллегами оцениваю как положительные. В школе созданы все условия для формирования творческого инновационного поля в коллективе. Поддержка и развитие инновационных направлений в работе педагогов – одно из ведущих направлений в моей работе. Поэтому мной ведется пропаганда использования информационных и коммуникационных технологий в работе учителей – предметников. Оказываю поддержку коллегам в подготовке к различным конкурсам. Делюсь опытом и оказываю помощь не только учителям своей школы, но и учителям информатики других школ района.

 14.          За 27 лет существования предмета «Информатика» его ценностные ориентиры не раз менялись: алгоритмическая культура, компьютерная грамотность, информационная культура. В связи с бурным развитием новых технологий и вычислительной техники, содержание курса постоянно обновляется. Поэтому самообразование для учителя информатики очень актуально. Регулярно повышаю свою квалификацию, в том числе и дистанционно. В межаттестационный период прошла обучение на базе ТОИПКРО на категорийных и проблемных курсах по вопросам преподавания информатики и организации дополнительного образования.  В мае 2008г. прошла обучение в «Школе социального менеджмента и гражданских инициатив» (Польша).

С целью совершенствования научных знаний занимаюсь изучением методов и приемов работы с учетом психологической характеристики учащихся, стараюсь своевременно знакомиться с новыми методами обучения и воспитания. Имею публикации по изучаемым проблемам. Являюсь участником сетевых сообществ и размещаю свои материалы на сайтах: http://www.it-n.ru/, http://www.openclass.ru/, http://www.proshkolu.ru/ , http://nsportal.ru/ , http://pedsovet.org/ и др.

Веду свой персональный сайт http://shatrova.68edu.ru/.

Обучаясь в Мичуринском государственном педагогическом институте по специальности биология (1991-1996гг), я с отличием окончила факультет дополнительной педагогической профессии по специальности «Информатика и вычислительная техника» (1993г.) и стала работать учителем информатики. В настоящее время прохожу курсы профессиональной переподготовки по программе «Преподавание информатики в условиях реализации ФГОС общего образования».

Активно участвую в работе районного методического объединения учителей информатики, являясь его руководителем. Посещаю открытые уроки и внеклассные мероприятия, как учителей Старохмелевского филиала, так и других школ района. Неоднократно входила в состав жюри муниципальных этапов конкурса «Учитель года» и «Всероссийской олимпиады школьников по информатике».

Участвую в профессиональных конкурсах и стала лауреатом регионального проекта  «Признание» в рамках Года Учителя (2010г.)  (http://teacher.68edu.ru/).

Организую семинары и провожу мастер-классы для учителей района. В рамках работы стажерской площадки «Организация образовательного процесса в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа» (на базе Старохмелевской СОШ) я проводила стажировку слушателей курсов ТОГОАУ ДПО «Института повышения квалификации работников образования» по программе «Информационные технологии в начальной и основной школе».

В настоящее время работаю над проблемой «Свободное программное обеспечение как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся».

 15.          Несмотря на достигнутые успехи, в своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь со следующими трудностями:

  • уровень познавательного интереса учащихся к фундаментальным основам информатики значительно ниже, чем к практическим занятиям;
  • недостаточное количество компьютеров, а имеющиеся ПК - старше 6 лет.
  • разный уровень владения ИКТ у детей - у одних компьютерная техника лучше, чем в школе, а другие компьютер видят лишь на уроках (и таких, к сожалению, в нашей школе большинство - 68%);
  • в кабинете нет интерактивной доски, имеющийся в начальных классах интерактивный модуль для доски, недостаточно хорошо работает;
  • в школе нет оборудования  для проведения занятий по робототехнике;
  • -          разделение классов на подгруппы происходит при 20 учащихся и более, а класс из 18 человек уже на группы не делится, что вызывает большие трудности при проведении практической работы на компьютерах и сказывается на ее результатах;
  • ребята неохотно работают с учебником и другими нецифровыми источниками информации;
  • резко снижает мотивацию к участию во всероссийской олимпиаде школьников то, что она проводится только по программированию, оставляя без внимания остальные разделы информатики, а при объеме изучения предмета на базовом уровне (1час в неделю со 2 по 8 класс и 2 часа в 9-11 классах) - научиться программировать очень сложно.

16.

В условиях реализации ФГОС второго поколения необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько  научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Таким образом, я ставлю перед собой перспективные задачи для решения указанных проблем:

-          разработать учебно-дидактический материал для обеспечения самообразования учащихся по темам курса (в соответствии с модификацией интегральной технологии Гузеева В.В.);

-          изучить принципы систем программирования для мобильных устройств и интегрировать полученные знания в образовательный процесс;

-          подготовить теоретическую базу для введения занятий по робототехнике (при условии закупки школой соответствующего оборудования).

 

Целенаправленная работа по формированию стойкого интереса к предмету, применение активных форм обучения будет способствовать повышению продуктивности, эффективности обучения и развитию индивидуальности каждого ребенка.

 

Случайное фото