Рабочая программа по информатике (начальная школа)

Пояснительная записка

Главная цель курса информатики - формирование у учащихся способностей к адаптации в современном информационном мире, воспитание у него информационной культуры и обучение компьютерной грамотности. 

Изучение информатики и информационных технологий при реализации данной рабочей программы в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
  • знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;
  • приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;
  • формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
  • формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем;
  • формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажёры, презентации в учебном процессе;
  • формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.

Основные задачи рабочей программы:

  • формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
  • формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения;
  • формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
  • привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1  "Об образовании" (с изменениями и дополнениями);
  • Законом Тамбовской области  от 29.12.1999 № 96-З "Об образовании в Тамбовской области" (с изменениями и дополнениями);
  • Законом Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З "О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области";
  • приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • приказом Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";
  • приказом Минобразования России от 22.09.2011 № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";
  • примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования;

Рабочая программа составлена на основе: 

  • федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Авторы: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, 2012г.).

Пояснительная записка

Главная цель курса информатики - формирование у учащихся способностей к адаптации в современном информационном мире, воспитание у него информационной культуры и обучение компьютерной грамотности. 

Изучение информатики и информационных технологий при реализации данной рабочей программы в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
  • знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;
  • приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;
  • формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
  • формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем;
  • формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажёры, презентации в учебном процессе;
  • формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.

Основные задачи рабочей программы:

  • формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
  • формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения;
  • формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
  • привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1  "Об образовании" (с изменениями и дополнениями);
  • Законом Тамбовской области  от 29.12.1999 № 96-З "Об образовании в Тамбовской области" (с изменениями и дополнениями);
  • Законом Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З "О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области";
  • приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • приказом Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";
  • приказом Минобразования России от 22.09.2011 № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";
  • примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования;

Рабочая программа составлена на основе: 

  • федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Авторы: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, 2012г.).

Обоснование выбора программ для разработки рабочей программы:

Обоснование выбора программ для разработки рабочей программы:

Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день. Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, стиральных машин до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура, многие элементы которой должны формироваться в начальной школе. 

Информационная культура - это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. 

Это  понятие находится в ряду таких понятий, как художественная культура, культура поведения и т. п. К информационной культуре относится умение оперативно получать и передавать информацию, пользоваться источниками информации - справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. 

Особое значение приобретает сегодня владение информационно-коммуникационными технологиями для поиска, передачи, хранения, обработки различных видов информации (текстовой, числовой, графической, видео- и аудиоматериалов).

Программа направлена на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призвана обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Изменения, внесенные в примерную и авторские программы, нацелены на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать. 

В основе построения данной рабочей программы лежит естественно - исторический подход. Он позволяет формировать у ребят непрерывную цепь понятий информатики:

информация - информационные процессы - алгоритм - исполнитель.

Таким образом, эти понятия осознаются не как отдельные, а как объединенные системными связями. 

Место и роль учебного курса

Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными  стандартами.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу. Технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной.

Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, опирающимися на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (то есть то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении. 

Аспекты изучения информатики:

­Технологический. 

Информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные.

­Общеобразовательный.

Информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Программа рассчитана на 102 уч. часов: 2-4 класс - по 34 ч. (1 час в неделю).

Формы организации образовательного процесса:

Изучение курса ведется путем проведения занятий разнообразных форм: рассказ, беседа, демонстрации, объяснение, практическая работа на компьютере, самостоятельная работа, ролевые и деловые игры. Данная программа включает теоретическую и практическую части. Практическая часть программы предусматривает выполнение непродолжительных практических работ за компьютером (не более 15 мин.)

Технологии обучения:

Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, А.С. Границкой, здоровьесберегающих технологий, а также теории содержательного обобщения В.В. Давыдова,  теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И. Шамова, А.К. Маркова), педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской. 

Формирование  ключевых компетенций обучающихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. 

Важным компонентом информационной культуры является ИКТ-компетентность, под которой понимается умение адекватно применять массово распространенные ИКТ-инструменты и широко доступные информационные источники при решении основных задач, связанных с обработкой информации и коммуникацией. 

ИКТ-компетентность не обязательно опирается на современные электронные технические средства и цифровые технологии и устройства. Поиск информации может идти и в энциклопедии, и в библиотеке, устное выступление не обязательно использует микрофон или проектор и т. д. Освоение собственно технологий - то есть формирование ИКТ-квалификации учащегося, является частью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности.

Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: Контроль усвоения теоретического материала осуществляется путем устного опроса, тестирования и анализа выполненных практических заданий. Ведется наблюдение за творческой деятельностью по следующим критериям:

  • коммуникативность: эмоциональность общения детей, умение слушать и понимать друг друга, совместно  обдумывать и воплощать замысел;
  • творческая активность: инициативность, способность принимать самостоятельные решения.

Формы контроля:

устный опрос (УО), письменный опрос (ПО), тестирование (Т), фронтальный опрос (ФО), самоконтроль (СК), самостоятельная работа (СР), контрольная работа (КР), практическая работа (ПР), защита проекта (ЗП) .

Планируемые результаты обучения

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен начальной школы

Понимать:

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  • что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде;
  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
  • что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

Знать: 

  • что данные - это закодированная информация;
  • что тексты и изображения  - это информационные объекты;
  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  • правили работы с компьютером и технику безопасности;

Уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
  • кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
  • называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);
  • пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;
  • создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

Обучение ведется с использованием учебно-методических комплектов:

  • Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова  Информатика: учебник для 2 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  • Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова  Информатика: учебник для 3 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  • Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова  Информатика: учебник для 4 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Содержание 2 класс

Содержание

2 класс (34 ч.)

Виды информации. Человек и компьютер (7 ч.). 

Пути получения информации человеком: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа). Пути передачи человеком информации: звуки и речь, мимика, жесты, знаки и сигналы. Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная.

Источники информации. Природные источники информации. Искусственные источники информации. Приёмники информации. Приемники различных видов информации. Устройства для передачи информации. Радио. Телефон.

Инструменты. Компьютер как инструмент. Основные части компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Устройства ввода информации.  Устройства вывода информации.  Носители информации. 

Требования к уровню подготовки:

Знать: 

  • пути получения информации человеком; 
  • пути передачи человеком информации;
  • основные виды информации; 
  • искусственные и естественные источники информации;
  • устройства передачи информации;
  • устройство персонального компьютера;
  • правила работы с компьютером и технику безопасности;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера.

Уметь:  

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
  • передавать информацию об объекте различными способами;
  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: запускать программы, тренажёры и тесты.
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши.

Кодирование информации (7 ч.).

Носители информации. Кодирование информации. Формы представления информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование, иероглифы и др. Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма. Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование.

Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.

Естественный язык. Искусственные (формальные) языки. Компьютерный алфавит. Передача данных. Обработка данных. Исполнитель. Команда. Алгоритм.

Требования к уровню подготовки:

Знать: 

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  • что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде;
  • как можно сохранить данные;
  • понятие память компьютера;
  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей.

Уметь:  

  • кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); 
  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач;
  • уметь составить алгоритм для исполнителя с заданным набором систем команд исполнителя (СКИ) и записать его в заданной форме.

Информация и данные (11 ч.).

Данные. Их виды. Текстовые данные. Память компьютера. 

Текстовая информация. Текстовый редактор. Инструменты текстового редактора.

Кодирование графической информации. Виды графической информации. Компьютер и графика. Графические примитивы. Графический редактор. Инструменты графического редактора. 

Числовая информация. Способы счета предметов в древности. Число как способ представления информации о времени, даты, календарь. Кодирование числовой информации. Код из двух знаков. Двоичное кодирование информации. Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.

Требования к уровню подготовки:

Знать: 

  • как можно закодировать текстовую, графическую и числовую информацию;
  • виды графической информации;
  • назначение и основные операции графического редактора.
  • области использования числовой информации;
  • основные устройства, используемые при работе с числовой информацией.

Уметь:  

  • использовать компьютер для решения задач обработки текстовой, графической, числовой информации.

Документ и способы его создания (8 ч.)

Письменные документы. Документ. 

Электронно-вычислительная машина. Устройства и программы для обработки данных. Электронные документы. Файл. Имя файла. Расширение.  

Поиск документа. Архив. Библиотеки. Интернет. Ключевое слово. Окно поиска. Поисковая система. Сервер.

Создание текстового документа. Редактирование. Форматирование. Шрифт. Устройства для работы с графической информацией. Графический планшет. Сканер. Цифровой фотоаппарат. Мобильный телефон. 

Требования к уровню подготовки:

Знать: 

  • понятие документа;
  • виды данных, которые может содержать электронный документ;
  • понятия редактирование и форматирование текста.
  • как организуется поиск информации.

Уметь:  

  • создавать, хранить и обрабатывать электронные документы;
  • использовать компьютер для поиска информации, в том числе и в сети Интернет;
  • применять различные технические устройства для работы с графической информацией.

Обобщение и повторение изученного за год.(1ч.)

Содержание 3 класс

Содержание

3 класс (34 ч.)

 

Виды информации. Человек и компьютер (6 ч.)

Правила работы на компьютере и ТБ. Человек и информация. Источники и приёмники информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информации.  Что мы знаем о компьютере.

Требования к уровню подготовки:

Знать: 

  • что бывают искусственные и естественные источники информации;
  • основные источники информации;
  • правила работы с компьютером и технику безопасности;

Уметь:  

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: запускать тренажёры и тесты.

Действия с информацией (8 ч.)

Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации.  Хранение информации. Обработка информации. 

Требования к уровню подготовки:

Знать: 

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  • что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде.

Уметь:  

  • кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); 
  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.

Объект и его характеристика (9 ч.)

Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения.  Элементный состав объекта.

Действия объекта. Отношения между объектами. 

Требования к уровню подготовки:

Знать: 

  • что тексты и изображения  - это информационные объекты;
  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами;

Уметь:  

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера.

Информационный объект и компьютер (10 ч.)

Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект.

Электронный документ и файл. Текст и текстовой редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и электронные таблицы. Таблица и электронные таблицы.

Требования к уровню подготовки:

Знать: 

  • что документ  - это информационный объект;
  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы).

Уметь:  

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск); 
  • запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор; электронные таблицы. 

Повторение изученного за год (1 ч.) 

Содержание 4 класс

Содержание 

4 класс (34 ч.)

Повторение (7 ч.)

Правила работы на компьютере и ТБ. Человек и информация. Действие с информацией. Объект и его свойства. Отношение между объектами. Компьютер.

Требования к уровню подготовки:

Знать: 

  • что тексты и изображения  - это информационные объекты;
  • назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
  • правила работы с компьютером и технику безопасности.

Уметь:  

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами.

Понятие, суждение, умозаключение (9 ч.)

Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия "истина" и "ложь". Суждение. Умозаключение. 

Требования к уровню подготовки:

Знать: 

  • смысл терминов "понятие", "суждение", "умозаключение".

Уметь:  

  • приводить примеры совместимых и несовместимых понятий;
  • высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей;
  • приводить примеры отношений между понятиями.

Модель и моделирование (11 ч.)

Модель объекта. Модель отношений между понятиями. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Компьютерная программа. 

Требования к уровню подготовки:

Знать: 

  • что модели объектов могут быть большие и маленькие;
  • описания алгоритмов на языке блок-схем;
  • что исполнителем алгоритма могут быть человек и компьютер;
  • способ записи алгоритмов при помощи блок-схемы;
  • основные структуры алгоритмов;
  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы).

Уметь:  

  • приводить примеры алгоритмов;
  • выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  • работать с простейшими компьютерными программами. 

Информационное управление (6 ч.)

Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами.

Схема управления. Управление компьютером.  

Требования к уровню подготовки:

Знать: 

  • что человек может управлять собой другими живыми и неживыми объектами.

Уметь:  

  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
  • создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера .

Повторение изученного за год. (1ч.)

Учебно-тематические планы

 

 

Учебно-тематический план

2 класс

 

Наименование раздела

Всего часов

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

 

Виды информации, человек и компьютер

7

Правила поведения в компьютерном классе. Человек и информация.

1

УО

Какая бывает информация.

1

ФО

Источники информации.

1

УО

Приёмники информации.

1

УО

Компьютер и его части

2

ФО

Обобщение по теме «Виды информации, человек и компьютер»

1

Т

 

Кодирование информации

7

Носители информации.

1

УО

Кодирование информации.

2

ПО

Письменные источники информации.

1

ФО

Языки людей и языки программирования.

2

УО

Обобщение по теме «Кодирование информации»

1

СР

 

Информация и данные

11

Текстовые данные.

2

УО

Графические данные

2

УО

Числовая информация

2

УО

Десятичное кодирование

1

ФО

Двоичное кодирование

2

ПО

Числовые данные

1

ПО

Обобщение по теме «Информация и данные»

1

Т

 

Документ и способы его создания

8

Документ и его создание

1

УО

Электронный документ и файл

2

ПО

Поиск документа

1

ПР

Создание текстового документа

2

ПР

Создание графического документа

2

ПР

Повторение изученного за год

1

ФО

 

Учебно-тематический план

3 класс

 

Наименование раздела

Всего часов

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

 

Виды информации. Человек и компьютер

6

Правила работы на компьютере и ТБ. Человек и информация

1

ФО

Источники и приёмники информации

1

УО

Искусственные и естественные источники информации

1

ПО

Носители информации.

1

УО

Что мы знаем о компьютере

1

УО

Обобщение по теме: «Виды информации. Человек и компьютер»

1

Т

 

Действия с информацией

8

Немного истории о действиях с информацией

1

УО

Сбор информации

1

УО

Представление информации

1

ПО

Кодирование информации

1

ПО

Декодирование информации

1

ПО

Хранение информации

1

УО

Обработка информации

1

ПО

Обобщение по теме: «Действия с информацией»

1

Т

 

Объект и его характеристика

9

Объект

1

УО

Имя объекта

1

УО

Свойства объекта

1

ПО

Общие и отличительные свойства

1

УО

Существенные свойства и принятие решения

1

УО

 Элементный состав объекта

1

ПО

Действия объекта

1

ПО

Отношения между объектами

1

УО

Обобщение по теме: «Объект и его характеристики»

1

СР

 

Информационный объект и компьютер

10

Информационный объект и смысл

1

УО

Документ как информационный объект

1

УО

Электронный документ и файл

1

ПР

Текст и текстовой редактор

2

ПР

Изображение и графический редактор

2

ПР

Схема и карта

1

УО

Число и электронные таблицы

1

ПР

Таблица и электронные таблицы

1

ПР

Повторение изученного за год.

1

ФО

 

Учебно-тематический план

4 класс

 

Наименование раздела

Всего часов

Тема

Количество часов

Формы контроля

 

Повторение

7

Правила работы на компьютере и ТБ. Человек и информация.

1

ФО

 Действие с информацией

2

УО

Объект и его свойства      

1

ПО

Отношение между объектами

1

ПО

Компьютер

1

УО

Компьютерный  практикум

1

ПР

 

Понятие, суждение, умозаключение

9

Понятие

1

УО

Деление и обобщение понятий

1

УО

Отношения между понятиями

1

УО

Совместимые и несовместимые понятия

1

ПО

Понятия «истина» и «ложь»

1

ПО

Суждение

1

УО

Умозаключение

1

УО

Логические задачи 

1

ПО

Обобщение по теме: «Понятие, суждение, умозаключение»

1

СР

 

Модель и моделирование

11

Модель объекта

2

УО

Модель отношений между понятиями

1

УО

Алгоритм

1

УО

Какие бывают алгоритмы

2

ПО

Исполнитель алгоритма

1

СР

Компьютерная программа

1

ПР

Работа над проектом

2

СК

Защита проекта

1

ЗП

 

Информационное управление

6

Цели и основы управления

1

УО

Управление собой и другими людьми

1

УО

Управление неживыми объектами

1

УО

Схема управления

1

УО

Управление компьютером

1

ПО

Компьютерный практикум

1

ПР

Повторение изученного за год.

1

ФО

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 Требования к уровню подготовки обучающихся

2 класс

Знать/понимать, что:

  • по способу восприятия информации ее подразделяют на зрительную, звуковую, тактильную, обонятельную и вкусовую;
  • по способу представления информации ее подразделяют на текстовую, числовую, графическую;
  • информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния;
  • человек может быть и источником информации и приемником информации;
  • правила работы с компьютером и технику безопасности;
  • понятие носители информации;
  • основные этапы развития вычислительной техники;
  • понятие алгоритма и исполнителя;
  • систему команд исполнителя;
  • графические, текстовые, вычислительные возможности компьютера; 
  • возможности сети Интернет.

Уметь

  • представлять одну и туже информацию в виде текста, рисунка, числа;
  • осуществлять поиск, преобразование, хранение,  использование и передачу информации;
  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач;
  • уметь работать в текстовом редакторе, создавать и редактировать несложный текстовый документ;
  • уметь производить вычисления с помощью Калькулятора;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • составлять простейшие алгоритмы для исполнителя.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

3 класс

Знать/понимать

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  • что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде;
  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
  • что человек может быть и источником информации, и приёмником информации.

Уметь

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
  • кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

 

4 класс

 

Знать/понимать

  • что данные - это закодированная информация;
  • что тексты и изображения  - это информационные объекты;
  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  • правили работы с компьютером и технику безопасности;

Уметь

  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
  • пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;
  • создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Средства обучения

 

Литература и средства обучения

  1. Матвеева  Н.В. Информатика: учебник  для 2 класса. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ, 2012г.
  2. Матвеева  Н.В. Информатика: учебник  для 3 класса. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ, 2010г.
  3. Матвеева  Н.В. Информатика: учебник  для 4 класса. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ, 2010г.
  4. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2 класса. Ч 1, Ч 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
  5. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса. Ч 1, Ч 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
  6. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса. Ч 1, Ч 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
  7. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 2 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - М.:Бином. Лаборатория знаний,  2010.
  8. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - М.:Бином. Лаборатория знаний,  2010.
  9. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - М.:Бином. Лаборатория знаний,  2010.
  10. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: контрольные работы для 2-4 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова.  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г
  11. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, клавиатурный тренажер, тренажер работы с мышью, плакаты и словарь.

 

Литература для ученика: 

  1. Матвеева  Н.В. Информатика: учебник  для 2 класса. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ, 2012г.
  2. Матвеева  Н.В. Информатика: учебник  для 3 класса. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ, 2010г.
  3. Матвеева  Н.В. Информатика: учебник  для 4 класса. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ, 2010г.
  4. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2 класса. Ч 1, Ч 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
  5. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса. Ч 1, Ч 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
  6. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса. Ч 1, Ч 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

 

Аппаратные средства

  • Компьютер 
  • Проектор
  • Принтер 
  • Телекоммуникационный блок
  • Устройства вывода звуковой информации 
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь 
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; 

 

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения