Процесс обучения как информационный процесс (описание модификации интегральной технологии обучения Гузеева В.В.)

учитель информатики Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольской СОШ Шатрова Н.Н.

2018 г.

 

Повышение качества обучения немыслимо без организации такого учебного процесса, при котором индивидуальные особенности учащихся не просто учитываются, а используются как наиболее эффективный инструмент.

Проанализируем процесс обучения любому учебному предмету с позиций информатики. Прежде всего, учителю необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Какова цель?
  • Кто будет источником информации?
  • Кто будет её приёмником?
  • Какая информация будет передана? Каков будет объем этой информации?
  • В какой форме, и по каким каналам связи будет передаваться информация?
  • Как будет обработана полученная информация?
  • Как будет организована обратная связь?
  • Как будет организован анализ достигнутых результатов?

Рассмотрим каждый из вопросов подробно на примере изучения информатики.

учитель информатики Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольской СОШ Шатрова Н.Н.

2018 г.

 

Повышение качества обучения немыслимо без организации такого учебного процесса, при котором индивидуальные особенности учащихся не просто учитываются, а используются как наиболее эффективный инструмент.

Проанализируем процесс обучения любому учебному предмету с позиций информатики. Прежде всего, учителю необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Какова цель?
  • Кто будет источником информации?
  • Кто будет её приёмником?
  • Какая информация будет передана? Каков будет объем этой информации?
  • В какой форме, и по каким каналам связи будет передаваться информация?
  • Как будет обработана полученная информация?
  • Как будет организована обратная связь?
  • Как будет организован анализ достигнутых результатов?

Рассмотрим каждый из вопросов подробно на примере изучения информатики.

Целеполагание

От выбранной цели зависят ответы на все остальные вопросы, в соответствии с ней подбирается содержание, инструментарий, прогнозируются результаты. Формулируя познавательные, развивающие и воспитательные цели урока, необходимо уйти от расплывчатых и общих формулировок. Сделать это можно только указав конкретные результаты, которых хотелось бы достичь.

Познавательные: конечные результаты обучения (КРО) должны быть сформулированы для каждой темы по уровням формирования мыслительных навыков: знание, понимание, применение, анализ, синтез, сравнительная оценка. Например:

КРО изучения темы «Команда присваивания »:

Знание

Знать, что понимают под присваиванием, определение понятия «команда присваивания», как она записывается и читается.

Понимание

Уметь привести примеры команд присваивания для величин различных типов.

Применение

Уметь записать команду присваивания.

Анализ

Уметь определить правильные и неверно записанные команды присваивания, определить значение величины после выполнения ряда команд присваиваний.

Синтез

Уметь составить из предложенных имен и значений величин команды присваивания.

Сравнитель-

ная оценка

Сравните между собой знак равенства и присваивания, сделайте вывод.

Развивающие: подразумевается развитие общеучебных умений:

  • учебно-организационные (организация рабочего места, планирование своей работы, нацеливание на выполнение задач, самоконтроль, самоанализ и т.п.);
  • учебно-интеллектуальные (базируются на сформированных мыслительных навыках – это умение выделять главное, делать выводы, классифицировать и обобщать и т.д.);
  • учебно-информационные (умения воспроизводить информацию в устной и письменной формах, пользования дополнительными источниками информации),
  • учебно-коммуникативные (умение выступать перед аудиторией, аргументировать, доказывать, слушать собеседника и т.п.).

Воспитательные: воспитательное воздействие на уроке идет по пяти направлениям: отношение к труду, к себе, к другим людям, взаимоотношение в коллективе, патриотизм.

Источник информации

При традиционном обучении главными источниками информации являлись учитель и учебник. Индивидуализированное обучение подразумевает, что на первый план выдут учебники (в том числе и электронные), которые позволят изучать материал самостоятельно. Использование дополнительных источников информации должно стать потребностью. Роль учителя на таких уроках из обучающей переходит в управляющую и консультирующую.

Каковы должны быть учебники, отвечающие требованиям индивидуализации обучения? Во-первых, теоретический материал должен даваться небольшими порциями и чередоваться с заданиями на его закрепление, а во-вторых, все задания должны быть разноуровневыми.

Проблема закрепления материала по любому предмету состоит в малом количестве выполненных заданий. Заметьте, что на применение нового правила в течение урока можно решить, в самом лучшем случае не более 10 задач (упражнений), а если урок раз в неделю, то о полноценном обучении не может идти речи.

Выход найден в применении метода индивидуального тренинга, в основе которого лежит следующий принцип психологии: «Сложные навыки вырабатываются гораздо легче, если входящие в их состав простые отработаны до автоматизма». Использование тренинга позволяет применить новый материал в 50 и более случаях. Одновременно учителем осуществляется контроль полученной информации, затруднения в ее освоении. С помощью тренингов можно построить обучение так, чтобы ученик, пропустивший предыдущую тему или урок смог бы включиться в работу.

Тренинг – это группа элементарных однотипных  заданий (обычно 5 или 10), на выполнение которых выделяется минимум времени. Отдаленно тренинг может напоминать тест, но коренное различие их в том, что первоочередная функция тренинга – доведение до автоматизма элементарных навыков. Новый материал рассматривается с различных позиций и акцентируется  внимание на особо важных моментах, которые при традиционном закреплении могут остаться незамеченными.

При выполнении тренинга разрешено и даже рекомендуется пользоваться теорией учебника, чтобы найти самостоятельно ответ. Ответы записываются в тетради. После выполнения учитель раздает карточки с правильными ответами и ученик отмечает в тетради пункты тренинга решенные верно. В случае ошибки он самостоятельно ищет ее причину и старается выполнить пункт снова. Тренинги предполагающие несколько верных вариантов проверяются учителем. Возможно осуществление тренинга на компьютере с помощью заранее составленных программ, однако они неприменимы к заданиям, требующим выработки определенных письменных навыков.

Варианты тренингов и их примеры.

I. Определение правильно и неверно записанных элементов, отмечая их + и – .

Отметьте правильные имена величин знаком +, а записанные неверно знаком -.

1. !

3. 13.75

5. new-1

7. G$

9. -21,5

2. 18

4. 15: k

6. 7* F1

8. 5-?

10.  "k.."

 

II. Определение пар или их составление.

** Найдите пары одинаковых имен величин.  Ответ  запишите  по форме: цифра - буква. Если нет пары, то вместо буквы поставьте 0.

1. NF              а) MASSA$

6. k1               е) d5

2. D5              б) NT1

7. z9               ж) $Q

3. K1$            в) K1

8. massa          з) k1$

4. nt1              г) Z91

9. Q$              и) nt1$

5. Z19             д) MaSSa

10. massa$      к) NФ

 

III. Группировка по условию.

* Распределите по типам следующие величины:

1. false

3. "3*5-a+b"

5. a$

7. "-5.14"

9. 321001

2. a+b^5

4. -7

6. true

8. "кот"

10. 32.101

 

IV. Определение каких-нибудь данных по элементу.

Какие значения будет принимать величина-счетчик при выполнении следующих циклов?

1) от x=7 до 10 шаг 1;

*6) от m=k до n шаг 1;  

2) от b=1 до 13 шаг 4;                              

*7)от n=a до a+10 шаг 2;  

3) от c=30 до 10 шаг -5;                           

*8) от f=100 до 1000 шаг a;

4) от p=7 до -7 шаг -1;

**9) от т= -100 до 100 шаг c;

5) от t=-4 до 4 шаг 1;

**10) от R=t до n шаг -b.

    

V. Запись элемента в ином виде по условию.

Запишите следующие команды присваивания:

1.Величине с именем Q присвоить значение равное 17.
2.Величине с именем G присвоить значение равное 2,5.
3.Величине с именем S2 присвоить значение равное 3ab.
4.Величине с именем V$ присвоить значение равное 2+2.
5.Величине с именем T присвоить значение равное "класс".
* 6.Величине с именем B7 присвоить значение равное "***".
* 7.Величине с именем dd присвоить значение равное 14,8.
* 8.Величине с именем raw присвоить значение равное 17.

** 9.Величине с именем now присвоить значение равное "25".
** 10 .Величине с именем f1$ присвоить значение равное 3.7.

VI. Выполнение действий с элементом по примеру.

Перепишите выражение по примеру.  a2=>a^2

1) b3

3) d5

5) e71

7) 7d

9) 1,2h

2) c4

4) k1

6) m10

8) g2,5

10) a1,5

 

VII. Расписывание элемента в таблице по примеру.

Определите в данных условиях цикл и заполните следующую таблицу:

Нач.знач.

Кон.знач.

Шаг

 

 

 1) 1, 2, 3, 4, ... ,10.

*7) b-5, b-4, b-3, ..., b+5.

2) -5, -4, -3, -2, ... , 5.

*8) a0, a1, a2, ... , a10.

3) 2, 4, 6, ... , 20.

 

4) 2, 1.8, ... , -2.                             

5) 5, 8, 11, ... ,35.

 

*6) a, a+1, a+2, ... , b.                   

                      

VIII. Переписывание элемента в правильном виде.

Перепишите  записанные неверно команды присваивания правильно.

1. A:=15

3. i:=300:2+5

5. 7.56+5:= NOMER

7. N:= 3b+5

9. N$:= утро

2. "13":=x$

4. "год":=M

6. B$ ="пароход"

8. s3 : 2*a+5*b

10. Z5:=2,7+a

 

IX. Составление элемента по таблице.

Восстановите по следующей таблице формулы в их математической записи и в форме, используемой в алгоритмах.

Назва-

ние

Счетчик

Результат

Данные вводимые в цикле

Нач.знач.

Кон.знач.

 

Аргумент

сумма

R

K

-

1

100

m^R-1

произв.

m

T

x

а

b

m/x+x/m

сумма

R

F

m

t

n

(R-2*b)^2+3*m

 

После отработки элементарных навыков можно переходить к выполнению разноуровневых упражнений, требующих применения сложных навыков.

Приёмники информации

Чтобы успешно вести обучение, учителю необходимо изучить индивидуальные особенности учащихся, особенное внимание уделить их способности воспринимать, запоминать, обрабатывать и применять полученную информацию. Нельзя осуществить переход к личностно-ориентированному обучению, индивидуализации обучения без изучения потенциальных возможностей каждого ребенка в классе. Поэтому подготовительный этап начинается с диагностики модальности восприятия информации.

Модальность (от лат. modus) – способ, качественная характеристика ощущений, с помощью которой мозг сортирует и кодирует опыт.

Определение модальности восприятия информации проводится путем наблюдения, собеседования или тестирования. Ключами доступа к демонстрируемой ребенком бессознательной информации могут быть поза, мимические реакции, кинестетические ощущения, тембр голоса, а также движение глаз. Обращается внимание на глаголы, наречия, прилагательные, которые ученик использует для описания своего опыта. При анализе особенностей восприятия учащихся, можно выделить их следующие группы:

  • визуалы– они думают картинами, которые представляют мысленно, им удается обращение с абстрактными идеями, математикой, правописанием, рассуждением, - поэтому они особо склонны к алгоритмическому и логическому мышлению, программированию;
  • аудиалы – их мышление линейно (мысль следует за другой как бы в ряд), в каждый момент времени они думают только об одном, они хорошо понимают прочитанное, точно следуют указаниям, красноречивы, - поэтому хорошо проявляют себя на пользовательском уровне;
  • кинестетики – доверяют своим чувствам, интуиции, они могут увлекаться тем, что делают в данный момент, им важно выразить себя, - исходя из этого, ими удачно реализуются различные проектные задания, творческие работы.

Выделяют как мономодальные, так и бимодальные, и полимодальные типы восприятия. Все выше перечисленное диктует определенные требования к преподаванию информатики и обязательно учитывается при планировании урока.

Исходная информация и её объем

Конечно же, при передаче информации необходимо опираться на уже имеющийся у учащихся объем знаний. Для информатики это особенно актуально, так как уровень теоретической, а еще чаще практической подготовки ребят сильно варьирует. Дабы не потерять интерес к предмету каждый ученик должен получить индивидуально подобранную информацию. А сделать это возможно посредством уровневой дифференциации.

Большинство разноуровневых технологий построены на принципе трехуровневой дифференциации– минимум, оптимальный и высокий. Их основной смысл  заключается в адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого ученика. Однако нельзя одинаково оценивать знания ученика, который  выполняет все в пределах программы и ученика, который свое свободное время отдает предмету, участвует в олимпиадах, самосовершенствуется.

Решением данной проблемы станет использование четырехуровневой дифференциации. Ее задача – определение ближайших целей развития, их реализация  и постепенный переход учащихся к более высокому уровню.

Распределение заданий по уровням сложности производится в соответствии с выработкой ими у учащихся мыслительных навыков (данная систематика предложена Б.Блумом). При таком подходе ученики осознают, что не их делят на уровни, а изучаемый материал!

1 уровень  - минимум:

ЗНАНИЕ /запоминание специфичной информации/

ПОНИМАНИЕ /понимание данного материала независимо от другого/

ПРИМЕНЕНИЕ / использование данного материала в новых  ситуациях/

2 уровень – оптимальный:

+ АНАЛИЗ / расчленение информации на составляющие элементы/

3 уровень – высокий:  

+ СИНТЕЗ / составление целого из отдельных частей, придумывание и создание/

+ СРАВНИТЕЛЬНАЯ  ОЦЕНКА / определение ценности материалов и методов, когда заданы цели, стандарты и критерии/.

4 уровень – увлеченный /проявление исследовательских умений и навыков, творческой активности, интеллектуальной инициативы, самостоятельная проработка материала выше уровня школьной программы.

При использовании четырехуровневой дифференциации вырисовывается значимость изучения различных предметов в средней общеобразовательной школе– это определение и развитие увлечения каким-то из них или какой-либо научной областью. Учащимся, которые не достигли увлеченного уровня ни по одному школьному предмету, учителям и их родителям, конечно нужно  задуматься. Именно по проценту увлеченных ребят необходимо делать вывод о качестве обучения предмету. Ученик, ограничивающийся только программой, получив «5», начинает осознавать, что еще не достиг «вершин» и ему еще есть над чем работать. Он начинает по-другому готовиться к урокам.  Он перестает самоуспокаиваться!  ЗНАНИЯ для него становятся ВАЖНЕЕ оценки!

Объем передаваемой информации должен быть оптимальный, отвечать требованиям стандартов, но в тоже время и предоставлять возможность учащимся получить дополнительные знания выше уровня школьной программы. Например, желающие могли бы решать задания по предмету, необходимые для поступления в вузы, готовиться к ЕГЭ или централизованному тестированию.

При индивидуализированном обучении учитель должен продумать точное количество предлагаемых разноуровневых заданий с «запасом» для сильных и заинтересовавшихся учащихся. Весь объем по всем уровням должен быть предложен каждому ученику. Во-первых, это позволит ребенку ориентироваться в том, насколько им освоена тема. Во-вторых, стимулируется самостоятельность в работе и инициативность, так как количество решенных заданий  позволяет улучшить отметку.  

Форма передачи информации по каналам связи

При передаче информации примерно в равной степени задействуются и визуальный, и аудиальный, и кинестетический каналы. Для обучения детей с визуальным восприятием используются схемы, диаграммы, различные демонстрации и изображения. Для аудиалов особое внимание уделяется «звуковому» наполнению урока: темпу речи, акцентированию, использованию устного опроса и  четкая последовательность изложения. Особенности кинестетиков учитываются при проведении динамических пауз, использования поисковых заданий и проблемных  ситуаций,  обязательное личное общение, эмоциональная окраска урока.

Определение модальности восприятия информации учащимися позволяет подобрать оптимальные формы, методы и средства обучения для каждого. Процесс обучения становится более эффективным за счет адекватности требований учителя возможностям ученика. Задействуются оптимальные пути получения информации, а это снижает психологическое напряжение при изучении нового материала и делает обучение здоровьесберегающим.

Обработка полученной информации

Обработка учеником полученной информации происходит в индивидуальном темпе и по индивидуальному плану.

Индивидуализация темпа обучения подразумевает, что ученик выполняет упражнения, только после того как он правильно выполнил тренинги или, в противном случае, сам определил причины ошибок. При этом естественно, что одни из них «уходят вперед», другие «выполняют задания чуть медленнее». Задача учителя показать и первым и вторым, что это нормальный процесс и не в коем случае не сравнивать, не подгонять и не ставить в пример!

Адаптировать процесс обучения для каждого ученика можно при организации модульно-блочной структуры курса.

Курс обучения за учебный год делится на крупные блоки (4-5). Внутри блока выделяются модули (темы), на которые отводится от 1 до 2 ч. для изучения и отработки навыков применения материала. Каждый блок заканчивается уроками обобщения, контроля и коррекции. На уроке обобщения, используя индивидуальные и групповые формы работ, проводится систематизация изученного в блоке материала. Урок коррекции посвящается работе над ошибками, решению контрольных упражнений на более высокий уровень, получению знаний дополнительного характера. На последнем в учебном году уроке осуществляется корректировка результатов обучения за год.

Пример структуры уроков внутри блока:

 

Организа-ционные мероприятия

Срез по предыду-щей теме

Изучение нового материала

Домаш-нее задание

Тренинг, практикум,

самост. раб.

Организа-ционные мероприятия

1 урок первой
темы блока

1 мин.

-

7 мин.

3 мин.

33 мин.

1 мин.

1 урок  всех последующих тем в блоке

1 мин.

10 мин.

7 мин.

3 мин.

23 мин.

1 мин.

2-ой урок двухчасовой темы

1 мин.

-

-

3 мин.

40 мин.

1 мин.

Урок обобщения

1 мин.

-

-

3 мин.

40 мин.

1 мин.

Урок контроля

1 мин.

-

-

-

42 мин.

1 мин.

Урок коррекции

1 мин.

-

-

3 мин.

40 мин.

1 мин.

 

Организационные мероприятия в начале урока включают в себя нацеливание на работу, оформление документации по уроку. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом теории. Ищут ответы на вопросы в тексте, затем переходят выполнению тренингов. С теми, кто затрудняется в освоении материала, ведется беседа с опорой на средства наглядности. Закрепление нового материала состоит из двух частей: собственно тренинг и упражнения практикума. После отработки элементарных навыков можно переходить к выполнению разноуровневых упражнений. Выполнение тренинга и практикума идет в зависимости от уровня обучения ученика. Домашнее задание дается дифференцированно, отношение заданий 1, 2, 3 уровней одинаково (по 3). Два задания каждого уровня в домашней работе являются аналогичными тем, которые отработаны на этом уроке, третье же требует применения знаний в нестандартной ситуации. В качестве домашних заданий ребятам, работающим на 4 уровне можно давать проектные работы, рефераты по теории предмета, творческие или исследовательские разработки в целом на весь блок. Оргмомент в конце урока необходим для подведения итогов, определения и доведения до учащихся уровня освоения данной темы класса в целом.

Обратная связь

Необходимо создание системы объективного оценивания учащихся и стимулирования повышения качества знаний.

Оценка в традиционном обучении опирается чаще всего на временную единицу-урок, а не на дидактическую единицу – тему урока. Применение иерархической системы оценивания позволяет наиболее адекватно дать оценку знаниям, умениям и навыкам каждого ученика по каждой изученной теме. Стимулирует самостоятельную работу по их выработке и корректировке. Ученик имеет право дома решать самостоятельно упражнения и тренинги по изучаемой теме, в том числе и более высокого уровня. Поэтому имеется  возможность повышения отметки за знания, полученные в течение предыдущих занятий, путем индивидуальных зачетов, как по желанию ученика, так и по рекомендации учителя (только в случае пропусков занятий или с целью изменения имеющейся оценки на более высокую).

Индивидуализированное обучение требует подробного изучения достигнутых результатов каждого ученика, что приводит к трудоемким временным затратам учителя.

Классные журналы также не приспособлены для оценки знаний по нетрадиционным технологиям.

Решением данной проблемы может стать ведение журнала «ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ».  В нем фиксируются уровни всех выполненных заданий на уроках и дома, оценки разноуровневых срезов.

Анализ достигнутых результатов

Использование четырех уровневой дифференциации позволит повысить мотивацию обучения ребят. Многоуровневое планирование КРО  и их открытость обеспечивает высокий уровень самостоятельности при их достижении, а индивидуальный темп работы – осознанность и прочность полученных знаний. 

Тест на определение модальности восприятия информации.

Ответьте на следующие вопросы (да/нет):

Вопрос

Ответ

Возможные варианты ответов, предполагаемая модальность

 
 

Да

Нет

 

1

Я могу думать сразу о многих вещах.

 

В

А

 

2

В сочинениях я высказываю свои мысли с удовольствием.

 

К

В

 

3

Математика мне дается легче, чем литература.

 

В

А

 

4

Я всегда доверяю свой интуиции.

 

К

-

 

5

Я всегда хочу увидеть человека, о котором идет разговор.

 

В

А

 

6

Для певицы или певца главное хороший голос, а не внешность.

 

А

В

 

7

Я могу мысленно представить описанный в рассказе сюжет.

 

В

А

 

8

Мне нравится писать изложения, больше чем сочинения.

 

А

К

 

9

Мне легче ответить на вопрос устно, чем письменно.

 

А

В

 

10

Лабораторные и практические работы должны проводиться обязательно.

 

К

А

 

11

Различные схемы и таблицы только мешают понимать новую тему.

 

В

А

 

12

Когда я отдыхаю чаще смотрю телевизор, чем слушаю магнитофон.

 

А

В

 

13

Учитель должен уметь привлечь к обучению предмета, ему не обязательно обладать высокими знаниями.

 

К

А

 

14

Какое слово записано с ошибкой:

«нибрежный»  или  «набережная»?

 

1- В

 

 

15

Люблю, когда спрашивают мое мнение.

 

А

-

 

16

Мне больше нравится что-то создавать, чем пользоваться готовым.

 

К

А

 

17

Напишите слово, которое у вас ассоциируется с  птицей.

 

полет и т.п. - К

оперенье и т.п. - В

пение и т.п. - А

 

18

Я долго думаю, перед тем как принять решение.

 

-

К

 

19

Я легко ориентируюсь по географическим картам.

 

В

А

 

20

Я много смеюсь.

 

К

-

 

21

Чем лучше сопровождать чтение стихотворений музыкой или иллюстрациями?

 

музыкой - А

иллюстр. -В

 

Дополнительное задание (продолжи одно из предложенных мини-рассказов  из 5-7 предложений):

  • Если бы необходимо было бы  сделать перестановку мебели в кабинете, то я бы … (В)
  • Моя мама-… (А)
  • Если бы я был ученым, то… (К)

Все результаты тестирования сводятся в таблицу, также в нее заносятся результаты наблюдений, и делается вывод:

Фамилия имя

А

В

К

Предполагаемая модальность

по результ. наблюдений

Модальность

1

Иванова Елена

7

7

5

АВ или ВА

А преобл.

АВ