Индивидуализация обучения на уроках информатики

Личностно-ориентированное обучение предполагает, что главным на уроке становится ученик, который сам определяет для себя формы и темп работы, уровень трудности, самостоятельно изучает новый материал и применяет полученные знания, получает адекватную оценку своей работе.

Повышение качества обучения немыслимо без организации такого учебного процесса, при котором индивидуальные особенности учащихся не просто учитываются, а используются как наиболее эффективный инструмент.

Пути решения данной проблемы:

  • учет психологических особенностей учащихся;
  • четырех уровневая дифференциация;
  • модульно-блочное построение курса обучения;
  • использование методов активизации самообразования учащихся.

Использование методик нейролингвистического программирования позволяет проанализировать способность учащихся воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его. Определения модальности восприятия информации проводится путем наблюдения, собеседования или тестирования. При анализе особенностей восприятия школьников выделяют следующие группы: аудиалы, визуалы, кинестетики.

На уроках информатики для обучения детей с повышенным визуальным восприятием используются схемы, диаграммы, различные демонстрации и изображения, они особо склонны к алгоритмическому и логическому мышлению, программированию. Для аудиалов особое внимание уделяется «звуковому» наполнению урока: темпу речи, акцентированию, использованию устного опроса и  четкая последовательность изложения. Они хорошо проявляют себя на пользовательском уровне. Особенности кинестетиков учитываются при проведении динамических пауз, использования поисковых заданий и проблемных  ситуаций,  обязательное личное общение, эмоциональная окраска урока. Они удачно реализуют различные проектные задания, творческие работы.

За счет адекватности требований учителя возможностям ученика и определения оптимальных путей получения информации процесс обучения становится более эффективным. Это снижает психологическое напряжение при изучении нового материала и делает обучение здоровьесберегающим.

На уроках информатики уровень теоретической и практической подготовки ребят сильно варьирует. Чтобы поддержать интерес к предмету каждый ученик должен получить индивидуально подобранную информацию.

Цель четырехуровневой дифференциации – определение ближайших целей развития учащихся, их реализация  и постепенный переход к более высокому уровню. Распределение заданий по уровням сложности производится в соответствии с выработкой ими у учащихся мыслительных навыков (Б. Блум).

1 уровень  - минимум («3»):ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ

2 уровень – оптимальный(«4»): + АНАЛИЗ

3 уровень – высокий(«5»): + СИНТЕЗ, + СРАВНИТЕЛЬНАЯ  ОЦЕНКА

4 уровень – увлеченный:  проявление исследовательских умений и навыков, творческой активности, интеллектуальной инициативы, самостоятельная проработка материала выше уровня школьной программы.

Ученик, ограничивающийся только программой, получив «5», начинает осознавать, что еще не достиг «вершин» и ему еще есть, над чем работать. Он начинает по-другому готовиться к урокам.  Он перестает самоуспокаиваться!  ЗНАНИЯ для него становятся ВАЖНЕЕ оценки!

В соответствии с данной уровневой дифференциацией предполагаемые результаты обучения должны быть сформулированы для каждой темы курса по каждому уровню. Многоуровневое планирование результатов обучения обеспечивает высокий уровень самостоятельности учащихся при их достижении, а индивидуальный темп работы – осознанность и прочность полученных знаний.

Модульно-блочная структура курса позволяет адаптировать процесс обучения для каждого ученика, предусматривает организацию на уроке мотивационной среды для самостоятельной учебной деятельности учащегося. Материал, рассчитанный на изучение в течение года, делится на 3-5 крупных блоков. Каждый блок заканчивается уроками обобщения, контроля и коррекции. Урок коррекции посвящается работе над ошибками, решению контрольных упражнений на более высокий уровень, получению знаний дополнительного характера.

Подбор методов обучения неразрывно связан с содержанием материала и возможностями учащихся. Проблема закрепления материала нередко состоит в малом количестве выполненных заданий по новому материалу. Для уроков информатики (1-2 часа в неделю) это очень актуальная проблема.

В основе предлагаемого мной метода индивидуального тренинга лежит следующий принцип психологии: «Сложные навыки вырабатываются гораздо легче, если входящие в их состав простые отработаны до автоматизма».

Тренинг– это группа элементарных однотипных  заданий, на выполнение которых выделяется минимум времени. Отдаленно тренинг напоминает тест, но первоочередная его функция – доведение до автоматизма элементарных навыков и самоконтроль достигнутых результатов. При выполнении тренинга разрешено и даже рекомендуется пользоваться теорией учебника, чтобы найти самостоятельно ответ.

Виды тренингов:

  • определение правильно и неверно записанных элементов;
  • определение пар или их составление;
  • группировка по условию;
  • определение каких-нибудь данных по элементу;
  • запись элемента в ином виде по условию;
  • выполнение действий с элементом по примеру;
  • расписывание элемента в таблице по примеру;
  • восстановление элемента по таблице и др.

С вариантами тренингов по информатике можно познакомиться в учебном пособии  «Основы алгоритмизации» (http://inform-school.narod.ru).

Тренинг позволяет рассмотреть новый материал с различных позиций и акцентировать внимание на особо важных моментах, которые при традиционном закреплении могут остаться незамеченными. Все внутренние и внешние связи изучаемого материала представляются в системе. Индивидуально выработанные ЗУН прочнее и т.к. доля самостоятельной работы на уроках составляет более 85%,  их последующее применение в групповых формах работы дает высокие результаты.

После выработки элементарных навыков четырехуровневые задания позволяют их применить в различных комбинациях. Применение этого метода позволяет помимо выработки прочных знаний сделать обучение щадящим для здоровья ученика, как физического, так и психологического, за счет индивидуализации темпа и  уровневой дифференциации заданий, формируют навыки самообразования и самоконтроля.

Самостоятельность – это неотъемлемое требование сегодняшней реальности, предполагающее формирование у человека таких качеств, как целеустремлённость, независимость, широта взглядов и мышлений, гибкость ума и поступков, предприимчивость и трезвый анализ происходящих в жизни ситуаций и явлений. Вышеуказанные пути индивидуализации обучения на уроках информатики реализованы мною в виде модификации интегральной технологии обучения В.В. Гузеева. Она позволяет реализовать принципы самоактуализации, индивидуальности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.