Личностно-ориентированное обучение на основе модификации интегральной технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает, что главным на уроке становится ученик, который сам определяет для себя формы и темп работы, уровень трудности, самостоятельно изучает новый материал и применяет полученные знания, получает адекватную оценку своей работе.   

Основные положения предлагаемой модификации интегральной технологии обучения Гузеева В.В.:

  • учет психологических особенностей учащихся (использование методик нейролингвистического программирования);
  • четырех уровневая дифференциация;
  • модульно-блочное построение курса обучения;
  • использование методов активизации самообразования учащихся;

иерархическая система оценивания.

В данной технологии обучения на объяснение материала отводится минимум времени, поэтому необходимо найти оптимальные формы, методы и средства обучения для каждого. Необходимо проанализировать способность учащихся воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его. Определения модальности восприятия информации проводится путем наблюдения, собеседования или тестирования. При анализе особенностей восприятия школьников, можно выделить их следующие группы: аудиалы, визуалы, кинестетики. За счет адекватности требований учителя возможностям ученика и определения оптимальных путей получения информации процесс обучения становится более эффективным. Это снижает психологическое напряжение при изучении нового материала и делает обучение здоровьесберегающим.

Цель четырехуровневой дифференциации – определение ближайших целей развития учащихся, их реализация  и постепенный переход к более высокому уровню. Распределение заданий по уровням сложности производится в соответствии с выработкой ими у учащихся мыслительных навыков (данная систематика предложена Б.Блумом).

1 уровень  - минимум:

ЗНАНИЕ /запоминание специфичной информации/

ПОНИМАНИЕ /понимание данного материала независимо от другого/

ПРИМЕНЕНИЕ / использование данного материала в новых  ситуациях/

2 уровень – оптимальный:

+ АНАЛИЗ /расчленение информации на составляющие элементы/

3 уровень – высокий:  

+ СИНТЕЗ /составление целого из частей, придумывание, создание/

+ СРАВНИТЕЛЬНАЯ  ОЦЕНКА / определение ценности материалов и методов, когда заданы цели, стандарты и критерии/.

4 уровень – увлеченный: 

проявление исследовательских умений и навыков, творческой активности, интеллектуальной инициативы, самостоятельная проработка материала выше уровня школьной программы.

В соответствии с данной уровневой дифференциацией результаты обучения должны быть сформулированы для каждой темы курса по каждому уровню. При таком подходе ребята осознают, что не их делят на уровни, а изучаемый материал! Многоуровневое планирование результатов обучения должно быть заложено непосредственно в программу и каждый ученик обязательно знакомится с ним. Это обеспечивает высокий уровень самостоятельности при их достижении, а индивидуальный темп работы – осознанность и прочность полученных знаний.

Модификация интегральной технологии предусматривает организацию на уроке мотивационной среды для самостоятельной учебной деятельности учащегося. Материал, рассчитанный на изучение в течение года, делится на 3-5 крупных блоков. Каждый блок заканчивается 3 уроками: обобщения, контроля и коррекции. Урок коррекции посвящается работе над ошибками, решению контрольных упражнений на более высокий уровень, получению знаний дополнительного характера. На последнем в учебном году уроке осуществляется корректировка результатов обучения за год.

Модульно-блочная структура курса позволяет адаптировать процесс обучения для каждого ученика. Все внутренние и внешние связи изучаемого материала представляются в системе. Индивидуально выработанные ЗУН- прочнее и т.к. доля самостоятельной работы на уроках составляет более 85%,  а их последующее применение в групповых формах работы дает высокие результаты.

Подбор методов обучения любому предмету неразрывно связан с его содержанием и возможностями учащихся, для которых он предназначается. Проблема закрепления материала нередко состоит в малом количестве выполненных заданий по новому материалу. В основе метода индивидуального тренинга лежит следующий принцип психологии: «Сложные навыки вырабатываются гораздо легче, если входящие в их состав простые отработаны до автоматизма».

Тренинг– это группа элементарных однотипных  заданий, на выполнение которых выделяется минимум времени. Отдаленно тренинг может напоминать тест, но коренное различие их в том, что первоочередная функция тренинга – доведение до автоматизма элементарных навыков. Тренинг позволяет рассмотреть новый материал с различных позиций и акцентировать внимание на особо важных моментах, которые при традиционном закреплении могут остаться незамеченными.

После отработки элементарных навыков выполняются разноуровневые упражнения, требующих применения сложных навыков. Любой урок должен строиться так, чтобы ученик, пропустивший предыдущую тему или урок смог бы включиться в работу, тренинги позволяют решить и эту проблему.      

Применение этого метода позволяет помимо выработки прочных знаний сделать обучение щадящим для здоровья ученика, как физического, так и психологического, за счет индивидуализации темпа и  уровневой дифференциации заданий. Формируют навыки самообразования и самоконтроля.

Оценка в традиционном обучении опирается чаще всего на временную единицу - урок, а не на дидактическую единицу – тему урока. Использование иерархической системы оценивания позволяет наиболее адекватно дать оценку знаниям, умениям и навыкам каждого ученика по каждой изученной теме. Стимулирует самостоятельную работу по их выработке и корректировке. Имеется  возможность повышения отметки за знания, полученные в течение предыдущих занятий, путем индивидуальных зачетов, как по желанию ученика, так и по рекомендации учителя (только в случае пропусков занятий или с целью изменения имеющейся оценки на более высокую).

Годовая оценка в классный журнал ставится как средняя от суммы оценок всех блоков в данном году обучения (или равносильных им зачетных).

Оценка блока определяется как средняя от суммы оценки урока обобщения, контрольной оценки и с учетом уровня выполненных заданий на уроке коррекции. В журнал выставляется на день урока коррекции.

Оценка урока обобщения – выставляется в клетку урока обобщения как средняя от суммы тематических оценок  за блок с учетом уровня выполненных заданий (или практикума) на этом уроке.

Тематическая оценка– ставится за изучение конкретной темы каждому ученику, она вычисляется как средняя от суммы оценки среза и оценки проработки темы. Ставится на последний день изучения темы в классный журнал.

Так как классные журналы не приспособленные для оценки знаний по нетрадиционным технологиям, ряд оценок фиксируется в журнале «Достигнутого уровня обучения».  В нем фиксируются уровни всех выполненных заданий на уроках и дома Это оценки проработки темы и домашней работы, разноуровневого среза. Ученик имеет право дома решать самостоятельно упражнения и тренинги по изучаемой теме, в том числе и более высокого уровня. Все выполненные задания также фиксируются в этом журнале.

Сложность реализации данной технологии связана, в первую очередь, с трудоемкостью подготовки дидактических материалов (разработкой и тиражированием тренингов), большими временными затратами учителя на первых этапах.  Но при  использовании компьютерных технологий ведение обучения будет значительно облегчено.   Применение модификации интегральной технологии обучения позволяет реализовать принципы самоактуализации, индивидуальности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.