Реализация личностно-ориентированного урока информатики в 5 классе – основа комфортности условий обучения.

Заседание педагогический совета МОУ Старохмелевской СОШ от 25.01.2010 г.


 

 

Выступление на тему: "Реализация личностно-ориентированного урока информатики в 5 классе – основа  комфортности условий обучения."

Шатрова Н.Н.
Учитель информатики,
МОУ Старохмелевская СОШ, Мичуринский район

Основным принципом личностно-ориентированного обучения является создание необходимых и достаточных условий для развития ученика, признание его индивидуальности. 

Комфортность на уроках информатики в 5 классе - наиболее актуальная проблема. На момент начала изучения этого предмета (1 полугодие) приходится адаптация пятиклассников к новым условиям обучения. Основная и очень ответственная задача в данный период - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться. 

Большую помощь в раскрытии ребенка как личности играет изучение фундаментальных основ информатики. Поэтому первые уроки посвящены знакомству с базовыми понятиями: информация, информационные процессы (получение, передача, обработка и накопление информации). Ученик начинает воспринимать получение знаний, как информационный процесс, в котором задействуются все каналы восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический). 

Для обучения детей с визуальным восприятием используются схемы, диаграммы, различные демонстрации и изображения. Для аудиалов особое внимание уделяется «звуковому» наполнению урока: темпу речи, акцентированию, использованию устного опроса и  четкая последовательность изложения. Особенности кинестетиков учитываются при проведении динамических пауз, использования поисковых заданий и проблемных  ситуаций,  обязательное личное общение, эмоциональная окраска урока. 

Определение модальности восприятия информации учащимися позволяет подобрать оптимальные формы, методы и средства обучения для каждого. Процесс обучения становится более эффективным за счет адекватности требований учителя возможностям ученика. Задействуются оптимальные пути получения информации, а это снижает психологическое напряжение при изучении нового материала и делает обучение здоровьесберегающим. 

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы, анализируются способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт ученика. 

На уроках информатики при изучении каждой темы задействуются знания из разных предметных областей (математика, история, биология, литература и т.д.). Уровень знаний по этим предметам может косвенно оказывать влияние на результативность изучения информатики. Поэтому задачей учителя информатики становится также коррекция необходимого уровня знаний по смежному предмету. 

Личностно ориентированная система обучения стимулирует ученика к совершению осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания. Поэтому на уроках информатики особое внимание уделяется методам формирующим навыки самостоятельной работы ученика. Использование развивающих заданий по темам «Кодирование информации» позволяет в игровой форме активизировать познавательную активность. 

Применение на уроках дополнительных источников информации, разноуровневых заданий, тренингов позволяет организовать и координировать учебный процесс, ориентированный на индивидуальность ребенка. 

Реализация личностно-ориентированного обучения на уроках информатики позволяет заложить прочный фундамент в формирование современного информационного общества, которое испытывает потребность в гармонически развитых, активных, самостоятельных, творческих людях.