Интеграция основного и дополнительного образования по информатике как средство формирования творческой активности школьников

Областной круглый стол
«Информационные технологии на уроке:
их влияние на развитие познавательной активности и здоровье обучающихся»
на базе МБОУ Кочетовская СОШ

04.05.2013 г. 


 

Творчество - момент создания будущего в настоящем.

John Deniscar

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» нацелила педагогов на формирование инициативной, творчески мыслящей личности. В условиях модернизации и инновационного развития России это важнейшие качества конкурентоспособности. Особенно важно насколько успешно реализует человек свою творческую активность в подростковом возрасте. Так как школа не только готовит к жизни, она и есть сама жизнь.

Исходя из этого, стали актуальны следующие задачи:

  • формировать осознанную мотивацию к процессу обучения и потребность к саморазвитию;
  • выработать навыки самообразования, информационной и интеллектуальной деятельности;
  • развивать алгоритмическое и операционное мышление;
  • воспитывать творчески активную личность;
  • подготовить выпускников к профессиональной самореализации и использованию информационно-коммуникационных технологий в своей работе.

Достижение данной цели возможно лишь при условии осуществления каждым педагогом школы системной работы по формированию творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, владеющей возможностями современных информационных технологий.

Уроки информатики отличаются большой насыщенностью теоретического и практического материала. Только использование современных образовательных технологий позволяет эффективно распределить время, обеспечить качественное усвоение программного материала, сохранив при этом физическое и психологическое здоровье ребенка.

Роль предмета «Информатика и ИКТ» в формировании ИКТ компетентности неоспорима.  При проведении практических заданий (разработка презентации, сайта, буклета) учащиеся выбирают тему с учетом их заинтересованности в изучении других предметов (биологии, истории, химии и т.д.). Межпредметные проекты и интегрированные уроки повышают мотивированность обучающихся, стимулируют их познавательную активность и творчество, всестороннее раскрытие и развитие способностей.

Однако, достижение высоких результатов средствами предмета «Информатика и ИКТ» осложнятся малым количество учебных часов (до 9 класса только 1 час в неделю), большим объемом теоретического материала, невозможностью обеспечить каждого ученика отдельным рабочим местом, оборудованным ПК.

В основе творчества всегда лежат знания, поэтому все вышеуказанное, безусловно, сказывается на формировании креативности учащихся и, как следствие, низкой конкурсной активности.

В Старохмелевском филиале прошли лицензирование и реализуются программы дополнительного образования научно-технической направленности «Информационная культура», «Информационные технологии», «Практическая информатика».

Программа «Информационная культура» содержит новые подходы к  решению актуальной педагогической проблемы пропедевтического обучения информатике младших школьников.

Программа «Информационные технологии» содержит новые подходы к решению актуальной педагогической проблемы овладения школьниками возможностями информационно-коммуникационных технологий для поиска, передачи, хранения, обработки различных видов информации (текстовой, числовой, графической, видео- и аудиоматериалов).

Программа «Практическая информатика» содержит новые подходы к  решению актуальной педагогической проблемы использования потенциала информационных технологий для выработки навыков эффективной обработки информации, управления информационными процессами, общения и совместной работы в команде (группе).

В 2011-2012 году эти творческие объединения посещали 80, а в 2012-2013 году – 90 воспитанников (70% от всех учащихся 2-11 классов).

Исходя из специфики дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, ребенок обретает не только возможность включения в занятия по интересам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором можно развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности.

Организация групповой работы способствует улучшению психологического климата в группе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Совместная деятельность воспитанников происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.

Создание на занятиях ДО групповых проектов интегрированной направленности (межпредметных и надпредметных) показало, что дети охотно включаются в познавательную деятельность, учатся отстаивать собственную точку зрения. Повышается эмоциональный настрой в классе, появляется возможность для проявления индивидуальных творческих способностей учащихся, создаются условия для использования полученных знаний в нестандартных ситуациях при  выходе за рамки одного школьного предмета.

Интеграция основного и дополнительного образования в рамках работы школы полного дня позволила решить проблему актуализации познавательного интереса к предмету, повысить уровень качества знаний по информатике (до 80%). За три года работы по данному направлению значительно возросла конкурсная активность в области ИКТ. И как
результат – победы в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.

Самостоятельность, творчество, креативность - это требования современной реальности. Немаловажную роль в формировании у человека таких качеств, как целеустремлённость, независимость, широта взглядов и мышлений, гибкость ума и поступков, предприимчивость и трезвый анализ происходящих в жизни ситуаций и явлений, играют информационные технологии. Поэтому интеграция основного и дополнительного образования по информатике в рамках работы школы полного дня, стала одним из факторов эффективности формирования ИКТ - компетентности.