Сайт учителя как часть информационно-образовательной среды школы

IX межвузовская научно-практическая конференция «Информатизация образования в регионе»

27.11.2012


Освоение информационно-коммуникационных технологий подталкивает педагога к профессиональной реализации себя на просторах Интернета. Создать свою методическую копилку, вести электронное портфолио, осуществлять дистанционное обучение, найти единомышленников -  эти и другие возможности учитель может реализовать с помощью персонального сайта или блога. 

Существует много серверов для создания и размещения бесплатных сайтов - narod.ru, ucoz.ru, edu.of.ru, holm.ru, chat.ru, wordpress.com и другие. Для их использования учитель должен сначала освоить основы сайтостроения, например, посредством курсовой подготовки.

Созданный ресурс должен соответствовать многим требованиям. Для более быстрого продвижения сайта в поисковой выдаче учителю необходимо грамотно составлять исходный код, так как его валидность оказывает влияние на ранжирование в поисковых системах (Yandex, Google и др.). Сайты учителя и школы, расположенные на разных серверах  не являются одним целым и их рейтинги определяются отдельно.

Сервис dnevnik.ru также предоставляет услуги, которые позволяют исполнять функции сайта школы и учителя - страницы, форум, объявления, файловые архивы. Однако доступ к ним возможен только зарегистрированным пользователям, а их использование фактически ведет к снижению активности на официальном сайте школы.

Даже хорошему сайту нужна грамотная раскрутка - регистрация в каталогах, ссылки с других ресурсов и т.п. В противном случае пользователи Интернета не увидят его в поисковых запросах, и такой сайт будет малопосещаемым.

Другая проблема кроется в том, что создавая свой персональный сайт учителя, перестают размещать свои материалы на сайте образовательного учреждения. «Уход» творческих учителей со школьного сайта влечет за собой снижение его информативности и, как следствие, потерю целевой аудитории.

В 2009 году сайт школы (http://staroehmelevoe.68edu.ru) был переведен мной на платформу CMS Joomla (1.5.14), что позволило эффективно организовать работу с ним педагогов, учащихся, родителей. В 2010 году сайт школы стал победителем конкурса Web-сайтов ОУ Тамбовской области в номинации «Лучший сайт сельского образовательного учреждения». Изучив наш опыт, в 2011 году все сайты базовых школ Мичуринского района были переведены на Joomla.

Важное преимущество заключаются в том, что движок CMS Joomla -  легкий, а значит, сайт быстро грузится, не перегружает сервер хостинга. Динамические сайты, созданные на его основе, позволяют осуществить многопользовательское редактирование контента и дают возможность создать «сайт внутри сайта». Это подтолкнуло меня к идее создания аналогичным образом персональных сайтов для учителей.

Как и любой пользователь, педагог должен быть зарегистрирован на сайте школы. Администратором сайта ему назначаются права, позволяющие создавать контент - «Автор». В административной панели на сайте школы для учителя создается персональный раздел (Фамилия, имя и отчество), в котором выделяются категории. Подбор категорий контента делается педагогом, например: «Общие сведения», «Научно-методическая деятельность», «Результативность», «Информационно-образовательная среда»,  «Внеурочная деятельность» и другие.

Создается персональное меню, подбирается и корректируется шаблон оформления. Кроме этого для сайта учителя доступны все компоненты и плагины школьного сайта - фотогалерея, гостевая книга, вложения и др.

Размещением информации в персональных категориях учителем ведется самостоятельно в удобное для него время с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

Зайдя на сайт школы, посетитель может легко перейти на сайт учителя и наоборот, попав на страницу с материалами педагога  - есть возможность доступа к школьному сайту.

К сожалению, адрес сайта педагога будет выглядеть немного громоздко, например: http://staroehmelevoe.68edu.ru/index.php/vgnmen .  

Не смотря на то, сделанный таким образом сайт учителя и школьный сайт представляют собой единое целое, дизайн и собственное меню позволяют создать впечатление, что это отдельный сайт.

Рейтинг такого сайта в результатах поисковых запросов будет выше, так как фактически он равен рейтингу сайта образовательного учреждения. Возрастает число посетителей и что не маловажно большинство из них - целевая аудитория.

Хотелось бы отметить еще некоторые преимущества учительских сайтов, интегрированных в сайт школы:

  • в силу разных обстоятельств активность педагога на своем сайте может быть разная, но и при отсутствии обновлений его рейтинг будет стабильным, за счет рейтинга школы;
  • скорость перехода с сайта школы на сайт учителя выше, чем при переходе на ресурс другого сервера;
  • обслуживание сайта учителя ведется совместно с администратором школьного сайта;
  • активность учителя на своем сайте ведет к повышению информативности и соответственно рейтинга сайта школы;
  • размещение учителем ссылок своих материалов на других образовательных сайтах или сетевых сообществах ведет к повышению индекса цитирования сайта школы, а соответственно и его рейтинга в поисковых системах.

Таким образом, интеграция сайта учителя в школьный сайт является взаимовыгодной. Она ведет к повышению ИКТ активности педагогов, возрастанию продуктивности учебного процесса за счет опоры на потенциал информационно-образовательной среды.

Несмотря на все технические особенности организации сайтов учителей, главным остается их информационное наполнение и использование интерактивных возможностей CMS Joomla для ведения образовательного процесса: организации различных курсов дистанционного обучения, сетевых конкурсов, on-line консультаций. Только это обеспечит переход образования в новое, соответствующее современному информационному обществу качество, и позволит реализовывать функции информационно-образовательной среды на уровне школы, учителя и ученика.

 

Литература

 

  1. Коротенков Ю.Г. Учебное пособие «Информационная образовательная среда основной школы» - М., Академия АйТи, с.152.
  2. Ээльмаа Ю.В. "Учитель создает персональный сайт" http://www.eelmaa.net/workbook/teachersite