Проект "Гости из будущего"

Проект разработан в рамках курсов повышения квалификации «Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях реализации инициативы «Наша новая школа», ТОГОАУ ДПО «ИПКРО»

«Визитная карточка» проекта

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Шатрова Нина Николаевна

Черняк Елена Геннадиевна

Яковлев Сергей Владиславович

Город, область

Тамбовская область Мичуринский район

г. Тамбов

г. Тамбов

Номер, название школы

МОУ Старохмелевская СОШ

МОУ межшкольный учебный комбинат

МОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Гости из будущего.

Краткое содержание проекта

Работая над проектом, учащиеся знакомятся с робототехникой и технологиями искусственного интеллекта, изучают направления и перспективы их развития, анализируются области использования информационных технологий в повседневной жизни человека, определяются возможные проблемы их внедрения и предлагаются способы предотвращения негативных последствий, рассматривают нравственный аспект развития современных информационных технологий.

Предмет(ы)

Проект реализуется в рамках предмета информатика и ИКТ. Межпредметные связи - биология, математика, черчение, история.

Работа над проектом направлена на изучение материалов тем «Искусственный интеллект» и повторение тем «Управление», «Моделирование».

Класс(-ы)

11 класс

Приблизительная продолжительность проекта

8  уроков

Основа проекта

Образовательные стандарты

Компетенции:

  • владение умениями совместной деятельности
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы.

 

Знания:

  • возможности и основные области применения информационных и коммуникационных технологий;
  • определение понятия «Искусственный интеллект»
  • определение и взаимосвязь понятий “Модель”, “Моделирование”, “Информационная модель”;
  • иметь представления о процессе «Управление», исполнителях и системах команд исполнителей;

Умения:

  • выделять в исследуемой ситуации объект, субъект, задачу исследования, цель моделирования,  модель;
  • анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования;
  • выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях технократической цивилизации и оценивать предлагаемые пути их разрешения.

 

 

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

- личностные:

­          поддержание ребенка в его изначальном стремлении к истине, справедливости, доброте;

­          развитие творческого потенциала, путем реализации себя в проектной деятельности, основанной на создании социально-значимых, предметно-ориентированных информационных продуктов;

­          формирование волевых усилий, базирующихся на дифференцированной интеллектуальной оценке ситуации;

­          формирование самостоятельности принятия решений и ответственности за возможные последствия;

­          формирование духовно-нравственных гуманистических ценностей и идеалов, которые должны стать для ребенка нормой его социально-нравственной жизни.

 

- метапредметные:

­          подбор и группировка материалов по определенной теме;

­          формулирование проблемы и определение способов ее решения

­          оперирование понятиями, суждениями;

­          установление причинно-следственных связей;

­          организация совместной деятельности;

­          оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;

 

- предметные:

­          знакомство с информационными процессами  в социальных, биологических и технических системах;

­          формирование понятия об «Алгоритмизации» как о необходимом условии автоматизации;

­          изучение принципов моделирования социальных, биологических и технических систем,  процессов, объектов;

­          показать на примере современных технологий принципы процесса управления, отличительные особенности самоуправляемых и самоорганизующихся систем;

­          введение в понятие «Искусственный интеллект», рассмотрение духовно-нравственных вопросов, связанных с их разработкой и внедрением в жизнь человека.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Можно ли изменить будущее?

Проблемные вопросы учебной темы

Станет ли компьютер умнее человека?

Будет ли человек хозяином в Умном доме?

Роботы - умные помощники человека или его замена?

Изменят ли новые технологии самого человека?

 

Учебные вопросы

­          Что такое искусственный интеллект?

­          Где применимы системы искусственного интеллекта?

­          Как моделируется и исследуется  искусственный интеллект?

­          Каковы духовно-нравственные аспекты внедрения новых информационных технологий?

­          Что входит в состав управляемого комплекса для обеспечения безопасного и комфортного жилья?

­          Как проектируются интеллектуальные системы для Умного дома?

­          Каковы перспективы у технологий умного дома?

­          Как развивалось роботостроение?

­          Как обучаются роботы?

­          Обладают ли компьютеры правами и несут ли ответственность?

­          Как компьютерные технологии помогают людям с ограниченными возможностями?

­          Что такое Нанороботы?

­          Как моделируются социальные, биологические и технические системы,  процессы, объекты?

 

План оценивания

 

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Стартовая презентация

Опрос, мозговой штурм

Самооценка, групповая оценка, наблюдение, фотоотчет

Защита проекта, самооценка, групповая оценка, контрольные листы, рефлексия результатов, фотоотчет

Описание методов оценивания

При просмотре стартовой презентации проводится мозговой штурм, который позволит учащимся выявить вопросы, связанные с перспективами развития компьютерных технологий и определить учебные вопросы к выдвинутым проблемным вопросам. 

В ходе опроса выясняется, какие проблемы для решения определили учащиеся, как они распределяют обязанности по выполнению проекта и какую форму оформления своей деятельности выбрали.  

Продуктами учебной деятельности по выбору учащихся становятся презентации, бюллетень, буклет, видеоролик, статья, Web-сайт.

Контроль осуществляется на протяжении всего проекта учителем, одноклассниками и самим учеником.

Фиксирование результативности на разных этапах осуществляется с помощью контрольных листов и таблиц с критериями оценивания продуктов проектной деятельности.

Защита проекта представляет собой презентацию проекта и ответы на вопросы по изученной теме, которые задают одноклассники, учитель и другие лица, присутствующие на защите. Путем голосования определяется лучший проект и проводится награждение всех участников данного проекта. Ведется фотоотчет о ходе и итогах реализованного проекта, который освещается на школьном сайте.

 

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Умение работать с информацией: поиск ее в различных источниках (книги, периодика, Интернет), умение выявить главную мысль и установить причинно-следственные связи, знание и соблюдение требований защиты авторского права на интеллектуальную собственность.

Умение работать с офисными приложениями, программами работы в сети Интернет.

 

Учебные мероприятия

1 урок -

Введение в проектную деятельность.

Знакомство с проектом. Стартовая презентация.

Обсудить с учащимися темы проектных заданий и формы представления результатов учебной деятельности.

Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ.

Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.

Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся).

 

Родительское собрание -

Знакомство с проектной деятельностью. Темой проекта. Раздача публикаций для родителей. Опрос родителей.

 

2 урок -

Поиск источников информации по выбранным темам проектов (книги, периодика, Web-сайты).

Сбор информации по теме проекта, его анализ и структурирование.

 

3 и 4 уроки -

Сбор информации по теме проекта, его анализ и структурирование.

Подбор графического оформления (фото, иллюстрации, схемы).

 

5 и 6 уроки - Оформление результатов проекта в выбранной форме (презентация, бюллетень, буклет, видеоролик, статья, Web-сайт)

 

7 урок - подготовка к защите проекта и фотоотчету.

 

8 урок - защита результатов исследований. Подведение итогов реализации проекта.

 

 

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Во время проведения занятий дополнительно отводится время для индивидуальной помощи при работе с информацией и обработке результатов на компьютере.

Ученик, для которого язык преподавания не родной

Использование словарей и других средств для перевода на компьютере (в то числе и on line).

Одаренный ученик

Акцентирование внимания их на вопросах проекта, выходящих за рамки школьной программы, направление на более глубокий анализ материала, включая самостоятельные исследования, помогающие ученикам показать или проявить то, что они изучили.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)

Компьютеры, принтер,  сканер, фотоаппарат, накопитель USB, мультимедийный проектор, колонки, доступ к сети интернет.

Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

Текстовые редакторы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, , программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе

Бровкова М.Б. Системы искусственного интеллекта в машиностроении. Учебное пособие. - Саратов: Сарат. гос.техн. ун-т, 2004,-119 с.

Эндрю А. Искусственный интеллект.- М.: Мир, 1985, -264 с.

Искусственный интеллект: В 3 кн.: Справочник /Под ред. Э. В. Попова.— М.: Радио и связь, 1990.—464 с.

Ясницкий Л.Н. Введение в искусственный интеллект: учебное пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2008-176 с.

Напалков А.В., Прагина Л.Л. Мозг человека и искусственный интеллект.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985,- 120 с.

Нильсон Η. Принципы искусственного интеллекта: Пер. с англ. — М.: Радио и связь, 1985. - 376 с, ил.

Рассел, Стюарт, Норвиг, Питер.Искусственный интеллект: современный подход, 2-е изд..: Пер. с англ. — М. :Издательский дом "Вильяме", 2006. — 1408 с.

Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. ­ Москва­ Ижевск:

Институт компьютерных исследований, 2005.-­ 688 с.

Другие принадлежности

Принадлежности, которые необходимо заказать или подготовить для использования в учебном проекте и которые характерны для курса обучения. Не включайте сюда обыденные материалы, которые можно встретить в каждом классе

Интернет-ресурсы

[http://www.myrobot.ru/ Сайт "Мой Робот"]

[http://www.prorobot.ru/ Сайт "Роботы и робототехника"]

[http://www.zobot.ru/ Сайт "Сообщество конструкторов роботов"]

[http://variantd.ru/ Сайт "Мир Роботов"]

[http://www.roboclub.ru/ Сайт "Практическая робототехника"]

[http://www.ydom.ru/ Сайт "Умный дом"]

[http://hosm.ru/ Портал автоматизации зданий]

[http://www.nanorf.ru/ Сайт "Российский электронный НАНОЖУРНАЛ"]

[http://www.portalnano.ru/ Федеральный интернет портал "Нанотехнологии и наноматериалы"]

[http://www.itfru.ru/ Сайт "Искусственный интеллект"]

 

Другие ресурсы

Проведение родительского собрания. Проведение открытой защиты проектов с приглашением родителей, учителей, учащихся других классов.