«Информационная культура» дополнительная образовательная программа

Муниципальное образовательное учреждение 
Старохмелевская средняя общеобразовательная школа

 

 

«Информационная культура» 
дополнительная образовательная программа
для детей младшего школьного возраста (8-10 лет)

срок реализации 1 год

 

Составитель:

педагог дополнительного образования
Шатрова Нина Николаевна

Мичуринский район, 2010

 

Краткая информационная справка

 

Сведения об авторе:

Шатрова Нина Николаевна –  учитель информатики высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования.

Информация о программе:

         Программа «Информационная культура» составлена в 2010 году

         Тип программы – модифицированная

         Направление деятельности – научно-техническое

         Уровень освоения – краткосрочный

         Возрастной диапазон – младший школьный возраст (8-10 лет)

 

 Пояснительная записка

Информационная культура – это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом.

Это  понятие находится в ряду таких понятий, как художественная культура, культура поведения и т. п. К информационной культуре относится умение оперативно получать и передавать информацию, пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др.

Особое значение приобретает сегодня владение информационно-коммуникационными технологиями для поиска, передачи, хранения, обработки различных видов информации (текстовой, числовой, графической, видео- и аудиоматериалов).

Изучение курса «Информационная культура» поддерживает другие дисциплины, способствует общему развитию детей и их умению ориентироваться в окружающем мире.

Направленность программы: научно-техническая. 

Актуальность

Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день. Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, стиральных машин до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура, многие элементы которой должны формироваться в начальной школе.

Новизна

Программа разработана на основе УМК «Информатика и ИКТ» для 2-4 классов под редакцией Матвеевой Н.В., Челак Е.Н. Основой курса является формирование информационной культуры. Она включает в себя целый комплекс различных знаний и умений. В частности, важным компонентом информационной культуры является ИКТ-компетентность, под которой понимается умение адекватно применять массово распространенные ИКТ-инструменты и широко доступные информационные источники при решении основных задач, связанных с обработкой информации и коммуникацией.

ИКТ-компетентность не обязательно опирается на современные электронные технические средства и цифровые технологии и устройства. Поиск информации может идти и в энциклопедии, и в библиотеке, устное выступление не обязательно использует микрофон или проектор и т. д. Освоение собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации учащегося, является частью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности, но не определяется и не исчерпывается ею.

Педагогическая целесообразность.

Данная программа позволяет

­       закрепить выработанные общеучебные умения и навыки;

­       развить воображение, фантазию, мышление;

­       повысить технологические умения по работе с прикладными программными средствами компьютера;

­       научить коммуникативному взаимодействию при выполнении в группе.

Цель: формирование информационной культуры, путем овладения  практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи:

образовательные:

  • дать представление о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
  • познакомить с основными понятиями информатики непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта;

развивающие:

  • развить умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся, познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации;
  • расширение технологических навыков при подготовке различных информационных материалов по учебным предметам;

воспитательные:

  • формировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Отличительные особенности данной программы

Программа рассчитана на работу со свободным обеспечением – операционной системой Линукс и  сборником обучающих игр GCompris. Этот сборник может работать и под ОС Windows, поэтому возможна реализация данной образовательной программы на компьютерах с Windows.

GCompris представляет собой пакет обучающих программ для детей от 2 до 10 лет, состоящий из различных упражнений и игр образовательного характера. Ниже перечислены категории упражнений GCompris и примеры упражнений:

­                основы компьютерной грамотности;

­                чтение;

­                арифметика;

­                основы физики;

­                география;

­                логические игры;

­                многое другое 

GCompris — это свободная программная платформа. Это означает, что её можно адаптировать под свои нужды, улучшать, создавать свои собственные упражнения.

Возрастная аудитория: 8-10 лет

Продолжительность обучения: 1 год

Формы организации учебных занятий

Изучение курса ведется путем проведения занятий разнообразных форм: рассказ, беседа, демонстрации, объяснение, практическая работа на компьютере, самостоятельная работа, ролевые и деловые игры.

Данная программа включает теоретическую и практическую части. Практическая часть программы предусматривает выполнение непродолжительных практических работ за компьютером (не более 15 мин.)

Режим занятий: 34 часа в год (занятия проводятся в объеме 1 час в неделю).

Ожидаемые результаты обучения:

Учащиеся должны понимать, что:

  • по способу восприятия информации ее подразделяют на зрительную, звуковую, тактильную, обонятельную и вкусовую;
  • по способу представления информации ее подразделяют на текстовую, числовую, графическую;
  • информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния;
  • человек может быть и источником информации и приемником информации;

Учащиеся должны знать:

  • правила работы с компьютером и технику безопасности;
  • этические и моральные нормы при работе в сети Интернет;
  • понятие носители информации;
  • основные этапы развития вычислительной техники;
  • понятие алгоритма и исполнителя;
  • систему команд исполнителя;
  • графические, текстовые, вычислительные возможности компьютера;
  • возможности сети Интернет;
  • что такое компьютерный вирус и способы борьбы с ним.

Учащиеся должны уметь:

  • представлять одну и туже информацию в виде текста, рисунка, числа;
  • осуществлять поиск, преобразование, хранение,  использование и передачу информации, в том числе и в сети Интернет;
  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач;
  • уметь работать в текстовом редакторе, создавать и редактировать несложный текстовый документ;
  • уметь производить вычисления с помощью Калькулятора;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • составлять простейшие алгоритмы для исполнителя;

 

Способы определения результативности

Контроль усвоения теоретического материала осуществляется путем устного опроса, тестирования и анализа выполненных практических заданий. Ведется наблюдение за творческой деятельностью по следующим критериям:

­         коммуникативность: эмоциональность общения детей, умение слушать и понимать друг друга, совместно  обдумывать и воплощать замысел;

­         творческая активность: инициативность, способность принимать самостоятельные решения.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Выставка работ учащихся.

 

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

теория

практика

  1.  

Виды информации.

4

2

2

  1.  

Обмен информацией.

4

2

2

  1.  

Человек и компьютер.

4

2

2

  1.  

Кодирование текстовой информации.

5

2

3

  1.  

Кодирование числовой информации.

5

2

3

  1.  

Кодирование графической информации.

5

2

3

  1.  

Данные и компьютер

7

3

4

 

Итого

34

15

19

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

В том числе

теория

практика

Виды информации (4 ч.)

2

2

  1.  

Введение в информатику. Правила поведения в компьютерном классе.

1

0,5

0,5

  1.  

Пути получения информации человеком.

1

0,5

0,5

  1.  

Пути передачи человеком информации.

1

0,5

0,5

  1.  

Виды информации.

1

0,5

0,5

Обмен информацией (4 ч.)

2

2

  1.  

Источники информации.

1

0,5

0,5

  1.  

Приёмники информации.

1

0,5

0,5

  1.  

Устройства для передачи информации.

2

1

1

Человек и компьютер (4ч.)

2

2

  1.  

Компьютер как инструмент.

1

0,5

0,5

  1.  

Основные части компьютера.

1

0,5

0,5

  1.  

Устройства ввода и вывода информации. 

1

0,5

0,5

  1.  

Носители информации.

1

0,5

0,5

Кодирование текстовой информации(6 ч.)

2

3

  1.  

Кодирование информации.

1

0,5

0,5

  1.  

Алфавит и кодирование информации.

1

0,5

0,5

  1.  

Письменные источники информации.

1

0,5

0,5

  1.  

Компьютер и текстовая информация.

3

1,5

1,5

Кодирование графической информации (5 ч.)

2

3

  1.  

Кодирование графической информации.

1

0,5

0,5

  1.  

Компьютер и графика.

1

0,5

0,5

  1.  

Графический редактор.

3

1,5

1,5

Кодирование числовой информации (5 ч.)

2

3

  1.  

Числовая информация.

1

0,5

0,5

  1.  

Время и дата.

1

0,5

0,5

  1.  

Кодирование числовой информации.

1

0,5

0,5

  1.  

Код из двух знаков.

1

0,5

0,5

  1.  

Помощники человека при счете.

1

0,5

0,5

Данные и компьютер (6 ч.)

3

4

  1.  

Данные. Их виды.

1

0,5

0,5

  1.  

Текстовые данные.

1

0,5

0,5

  1.  

Память компьютера.

1

0,5

0,5

  1.  

Передача данных.

1

0,5

0,5

  1.  

Обработка данных.

1

0,5

0,5

  1.  

Исполнитель. Команда. Алгоритм.

1

0,5

0,5

Обобщение и повторение изученного за год.(1ч.)

1

0

 

Итого

34

15

19


Содержание программы

Раздел 1. Виды информации (4 ч.).

Пути получения информации человеком: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).

Пути передачи человеком информации: звуки и речь, мимика, жесты, знаки и сигналы.

Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная.

Практические работы:

Работа с программой GCompris («Сборник обучающих игр»)- разделы «Цвет». «Звук». «Тренировка памяти».

 

Раздел 2. Обмен информацией (4 ч.)

Источники информации. Природные источники информации. Искусственные источники информации.

Приёмники информации. Приемники различных видов информации.

Устройства для передачи информации. Радио. Телефон.

Практические работы:

Работа с программой GCompris («Сборник обучающих игр»)- раздел «Общайся с друзьями», «Логические игры».

Раздел 3. Человек и компьютер (4 ч.)

Инструменты. Компьютер как инструмент. Основные части компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Устройства ввода информации.  Устройства вывода информации.  Носители информации.

Практические работы:

Работа с программой GCompris («Сборник обучающих игр») – раздел «Работа с мышью и клавиатурой».

Раздел 4. Кодирование текстовой информации (6 ч.).

Кодирование информации. Формы представления информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование, иероглифы и др. Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма. Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование.

Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.

Естественный язык. Искусственные (формальные) языки. Компьютерный алфавит. Текстовая информация. Текстовый редактор. Инструменты текстового редактора.

Практические работы:

Работа с программой GCompris («Сборник обучающих игр») - разделы «Чтение», «Текстовый процессор».

Раздел 4. Кодирование графической информации (5 ч.).

Кодирование графической информации. Виды графической информации. Компьютер и графика. Графические примитивы. Графический редактор. Инструменты графического редактора.

Практические работы:

Работа с программой GCompris («Сборник обучающих игр»)-раздел «Рисование в векторном редакторе», «Рисуем с Туксом».

Раздел 4. Кодирование числовой информации (5 ч.).

Числовая информация. Способы счета предметов в древности. Число как способ представления информации о времени, даты, календарь.

Кодирование числовой информации. Код из двух знаков. Двоичное кодирование информации.

Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.

Практические работы:

Работа с программой GCompris («Сборник обучающих игр») – раздел «Математика», «Изучение часов».

Раздел 5. Данные и компьютер (6 ч.)

Данные. Их виды. Текстовые данные. Память компьютера. Передача данных. Обработка данных. Исполнитель. Команда. Алгоритм.

Практические работы:

Работа с программой GCompris («Сборник обучающих игр»)- разделы «Построй аналогичную модель», «Головоломки».

Обобщение и повторение изученного за год.(1ч.)

 

Информационное и материально-техническое обеспечение программы

 

Аппаратные средства

­         компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки);

­         принтер;

­         компакт диски с необходимым программным обеспечением;

­         локальная сеть;

­         доступ в Интернет.     

Программные средства

­         операционная система Линукс Юниор (или Windows ХP);

­         сборник обучающих игр GCompris;

­         презентации к урокам.

 

Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы

Разделы программы

Формы занятий по каждому разделу

Приемы, методы организации учебного процесса

Техническое оснащение

занятий

Формы подведения итогов по каждому разделу

Виды информации.

Тематическая беседа, рассказ, практическая работа.

Словесные, наглядные, практические методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ

Обмен информацией.

Тематическая беседа, рассказ, практическая работа.

Словесные, наглядные, практические методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ

Человек и компьютер.

Тематическая беседа, рассказ, практическая работа.

Словесные, наглядные, практические методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ

Кодирование текстовой информации.

Тематическая беседа, рассказ, практическая работа.

Словесные, наглядные, практические методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, выставка работ

Кодирование числовой информации.

Тематическая беседа, рассказ, практическая работа.

Словесные, наглядные, практические методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ

Кодирование графической информации.

Тематическая беседа, рассказ, практическая работа.

Словесные, наглядные, практические методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, выставка работ

Данные и компьютер

Тематическая беседа, рассказ, практическая работа.

Словесные, наглядные, практические методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ

 

Список информационных источников

Для учителя:

 

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. – 4-е изд.. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Л.Л. Босова. Занимательные задачи по информатике. 3-е изд. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Л.Л. Босова. Уроки информатики: Методическое пособие. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2007.

 

УМК «Информатика и ИКТ» 2-4 классы. Матвеева Н.В., Челак Е.Н и др.

 

  1. Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова  Информатика: учебник для 2 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  2. Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова  Информатика: учебник для 3 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  3. Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова  Информатика: учебник для 4 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

Для ученика:

  1. Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова  Информатика: учебник для 2 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  2. Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова  Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса. №1, 2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

 Приложение.

Gcompris

 

GСompris(j'ai compris, «Я понял!») - набор обучающих свободных программ для детей от 2 до 10 лет. GCompris входит во все 4 дистрибутива ПСПО.

Среди множества модулей можно выбрать нужный набор, настраиваемый уровень сложности — от 1 до 6 звездочек. В комплекте более 100 обучающих модулей.

Есть управление профилями пользователей - разные наборы игр для разных групп детей. Действия пользователей могут записываться для последующего анализа.

Группы упражнений

  • Чтение
  • Математика
  • Исследования (Цвета, звуки, тренировка памяти)
  • Головоломки (упражнения на смекалку)
  • Опыты (Изучение физических явлений.)
  • Изучение компьютера (навыки работы с мышью и клавиатурой)
  • Развлечения
  • Стратегические игры

В целях популяризации свободной ОС Linux версия для Windows имеет ограниченный набор упражнений. За дополнительную плату можно получить весь набор упражнений. Сайт программы - http://gcompris.net.