«Практическая информатика» дополнительная образовательная программа

Муниципальное образовательное учреждение
Старохмелевская средняя общеобразовательная школа

  

«Практическая информатика»
дополнительная образовательная программа
для детей старшего школьного возраста (15 - 18 лет)

срок реализации 2 года

 

Составитель:

педагог дополнительного образования
Шатрова Нина Николаевна

 

Мичуринский район, 2010

 

Краткая информационная справка

 

Сведения об авторе:

Шатрова Нина Николаевна –  учитель информатики высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования.

Информация о программе:

         Программа «Практическая информатика» составлена в 2010 году

         Тип программы – модифицированная

         Направление деятельности – научно-техническое

         Уровень освоения – долгосрочный

         Возрастной диапазон – старший школьный возраст (15- 18 лет)

Пояснительная записка

Информационные технологии обладают достаточным потенциалом для того, чтобы дать возможность приобрести навыки, которые будут необходимы в будущей работе, - такие, как эффективная обработка информации и управление ею, общение и совместная работа в команде (группе).

Особое значение приобретает сегодня владение информационно-коммуникационными технологиями для поиска, передачи, хранения, обработки различных видов информации (текстовой, числовой, графической, видео- и аудиоматериалов).

Одним из ключевых направлений применения компьютерной техники учащимися является грамотное оформление результатов своей деятельности в виде отчетов, сообщений, докладов, рефератов и проектов. Создание электронных документов сложно и интересно, а по их качеству судят о формировании информационной культуры пользователя.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Направленность программы: научно-техническая.

Актуальность.

Навыки, приобретенные в этом курсе, могут рассматриваться как один из этапов  профессионального взаимодействия в любой  сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной.  Знание  форм  и  методов оформления, структуры и назначения основных видов документов, умение правильно их составлять  и  оформлять  с  помощью  компьютера  позволит учащимся  в  будущем  быстрее    адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности.

Обучение на основе проектов стимулирует воспитанников к решению сложных реальных задач. Они исследуют, делают заключения, анализируют и обобщают информацию. Особенно важно умение работать с тематическими документами и материалами школьных предметов.

Новизна. 

В основе программы «Практическая информатика» лежит курс «Учебные проекты с использованием Microsoft Office», разработанный корпорацией  Microsoft в рамках инициативы «Партнерство в образовании». Комплексные проекты на основе активного участия обеспечивают развитие ребенка и позволяют применять приобретенные знания, умения и навыки,  предоставляют возможность самореализации и продуктивного обучения.

Знания по теории информационных технологий воспитанник получает в контексте практического применения данного понятия, это дает возможность изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.

Педагогическая целесообразность.

Интегрированные проекты позволяют развить компьютерные навыки благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации, которая необходима для решения различных задач.

Данная программа позволяет повысить технологические умения по работе с прикладными программными средствами компьютера, а также приобрести навыки работы с теми программами, которые не изучаются в базовом курсе информатики.   

Цель: овладение информационными технологиями на основе коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся, связанной с решением вопросов обществоведения, естественно-научных дисциплин, филологии и искусства.

Задачи: 1 год обучения

образовательные:

  • дать представление о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
  • познакомить с основными понятиями практической информатики непосредственно в процессе создания информационного продукта;

развивающие:

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся, познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации;
  • расширение технологических навыков при подготовке различных информационных материалов;

воспитательные:

  • формировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Задачи: 2 год обучения

образовательные:

  • выработать навыки применять средства ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, при дальнейшем освоении будущей профессии;

развивающие:

  • развивать познавательные способности ребенка, память, внимание, пространственное мышление, эстетическое мировоззрение;
  • формирование творческого подхода к поставленной задаче;

воспитательные:

  • воспитывать социально-значимые качества личности человека: ответственность, коммуникабельность, добросовестность, взаимопомощь, доброжелательность.

Отличительные особенности данной программы.

Курс носит прикладной характер и призван выработать у обучаемых знания  о специфике тематических документов и материалов школьных дисциплин. Проектно-ориентированное обучение, которое лежит в основе данной программы, вовлекает воспитанников в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.

Формирование и закрепление соответствующих навыков оперирования прикладными программными средствами осуществляется в процессе оформления тематических документов. Выбор тематики идет с учетом индивидуальных потребностей учащегося, тем самым повышается мотивация при выполнении проектов.

Обучение ведется в сотрудничестве с учителями предметниками, которые оказывают консультационную помощь при подготовке тематических информационных продуктов.

Программа рассчитана на работу со свободным программным обеспечением и операционной системой Линукс.

Возрастная аудитория: 15 - 18 лет.

Продолжительность обучения: 2 года

Формы организации учебных занятий.

Изучение курса ведется путем проведения занятий разнообразных форм: проектная деятельность, беседа, демонстрации, объяснение, практическая работа на компьютере, самостоятельная работа, ролевые и деловые игры.

Режим занятий:  

1 год обучения - 34 часа (занятия проводятся в объеме 1 час в неделю).

2 год обучения - 34 часа (занятия проводятся в объеме 1 час в неделю).

Ожидаемые результаты обучения:

На конец 1 года обучения

Учащиеся должны знать:

  • правила работы с компьютером и технику безопасности;
  • правила подготовки и технологию создания информационных бюллетеней, буклетов;
  • принципы  работы  в Интернет;
  • этапы разработки и оформления тематических презентаций;
  • методику проведения анализа данных в электронных таблицах.
  • технологию обработки графической информации.

Учащиеся должны уметь:

  • применять технологические приемы работы с графикой и текстом;
  • самостоятельно подготовить текстовый документ и выполнить его форматирование в соответствии с современными требованиями документального дизайна;
  • готовить презентационные доклады;
  • обрабатывать числовые данные с помощью электронных таблиц и представлять полученную информацию в графической форме;

На конец 2 года обучения

Учащиеся должны знать:

  • принципы создания публикаций в  настольной издательской системе;
  • технологии работы в растровых и векторных графических редакторах;
  • этические и моральные нормы при работе в сети;
  • технологию обработки числовых данных с помощью электронных таблиц;
  • принципы подготовки маркетингового плана и портфолио для успешной карьеры.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять поиск, преобразование, хранение,  использование и передачу информации, в том числе и в сети Интернет;
  • создавать и обрабатывать изображения в растровых и векторных графических редакторах;
  • использовать компьютер для решения практических задач;
  • разрабатывать информационную модель в соответствии с заданной целью.

 Способы определения результативности.

Контроль усвоения теоретического материала осуществляется путем устного опроса, тестирования, анализа выполненных практических заданий и результатов проектов, оформление портфолио.

Ведется наблюдение за творческой деятельностью по следующим критериям:

  • коммуникативность: эмоциональность общения детей, умение слушать и понимать друг друга, совместно  обдумывать и воплощать замысел;
  • творческая активность: инициативность, способность принимать самостоятельные решения.

Формы подведения итогов реализации программы.

Выставка работ учащихся, презентации, защита проектов, выступление, тестирование, формирование портфолио.

 

Учебный план

1 год обучения

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

теория

практика

  1.  

Введение в информационные технологии

3

3

0

  1.  

Проект 1 «Информационный бюллетень»

10

3

7

  1.  

Проект 2 «История великих изобретений»

10

2

8

  1.  

Проект 3 «Грамотный покупатель»

10

3

7

  1.  

Обобщение и повторение изученного за год

1

1

0

 

Итого

34

12

22

 

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

В том числе

теория

практика

Введение в информационные технологии

3

3

0

  1.  

Инструменты информационных технологий. Техника безопасности в компьютерном классе.

1

1

0

  1.  

Содержание учебно-исследовательской деятельности.

1

1

0

  1.  

Методика оформления результатов работы.

1

1

0

Проект 1 «Информационный бюллетень»

10

3

7

  1.  

Цензура, авторское право, этика в СМИ

1

1

0

  1.  

Содержание информационного бюллетеня

1

1

0

  1.  

Подбор материалов и написание статей

2

0

2

  1.  

Создание макета бюллетеня

1

0

1

  1.  

Подбор и корректировка иллюстраций

2

0

2

  1.  

Оформление информационного бюллетеня

2

0

2

  1.  

Защита проекта

1

1

0

Проект 2 «История великих изобретений»

10

2

8

  1.  

Изобретения и изобретатели

1

1

0

  1.  

Подбор материалов и графики для создания презентации «История изобретения»

2

0

2

  1.  

Создание презентации «История изобретения»

2

0

2

  1.  

Подбор материалов и графики для создания плаката «Открытие, которое изменит нашу жизнь»

2

0

2

  1.  

Создание плаката «Открытие, которое изменит нашу жизнь»

2

0

2

  1.  

Защита проекта

1

1

0

Проект 3 «Грамотный покупатель»

10

3

7

  1.  

Права и обязанности покупателя. Защита прав потребителя.

1

1

0

  1.  

Анализ покупок

1

0

1

  1.  

Анализ результатов исследований

1

1

0

  1.  

Подбор материалов и графики для создания презентации «Маркетинговые стратегии магазинов»

1

0

1

  1.  

Создание презентации «Маркетинговые стратегии магазинов»

2

0

2

  1.  

Подбор материалов и графики для создания буклета «Памятка покупателю»

1

0

1

  1.  

Создание буклета «Памятка покупателю»

2

0

2

  1.  

Защита проекта

1

1

0

  1.  

Обобщение и повторение изученного за год

1

1

0

 

Итого

34

12

22

 

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Введение в информационные технологии (3 ч.)

Инструменты информационных технологий. Техника безопасности в компьютерном классе. Содержание учебно-исследовательской деятельности. Методика оформления результатов работы.

Раздел 2. Проект 1 «Информационный бюллетень» (10 ч.)

Цензура, авторское право, этика в СМИ. Информационный бюллетень. Текстовый процессор. Редактирование. Форматирования. Макет. Инструменты растрового графического редактора. Технология поиска информации в сети Интернет.

Практические работы:

Подбор материалов и написание статей

Создание макета бюллетеня

Подбор и корректировка иллюстраций

Оформление информационного бюллетеня

Раздел 3. Проект 2 «История великих изобретений» (10 ч.)

Изобретения и изобретатели. Мультимедийные презентации. Макет слайда и структура презентации. Объекты. Шаблоны оформления. Выделение этапов создания презентаций. Создание фона, создание текста, вставка рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка анимации рисунков, запуск и отладка презентации. Создание анимации объектов на слайдах.       Печать и демонстрация мультимедийных презентаций. Работа со слоями в растровом графическом редакторе.       

Практические работы:

Подбор материалов и графики для создания презентации «История изобретения»

Создание презентации «История изобретения»

Подбор материалов и графики для создания плаката «Открытие, которое изменит нашу жизнь»

Создание плаката «Открытие, которое изменит нашу жизнь»

Раздел 4. Проект 3 «Грамотный покупатель» (10 ч.)

Права и обязанности покупателя. Защита прав потребителя. Маркетинговые стратегии магазинов. Анализ результатов исследований в электронных таблицах. Назначение  и  возможности  электронных  таблиц  и  электронных  калькуляторов.  Структура  электронных  таблиц.  Ввод  текста,  числовых  значений  и  формул  в  электронных  таблицах.  Динамические  вычисления.  Стандартные  функции  (математические,  логические,  статистические).  Относительная  и  абсолютная  адресация.  Сортировка  и  поиск  данных  в  электронных  таблицах.  Использование  электронных  таблиц  для  решения  прикладных задач. 

Настольная издательская система. Макеты публикаций для печати. Цветовые и шрифтовые схемы. Печать публикации.

Практические работы:

Анализ покупок в электронных таблицах.

Подбор материалов и графики для создания презентации «Маркетинговые стратегии магазинов»

Создание презентации «Маркетинговые стратегии магазинов»

Подбор материалов и графики для создания буклета «Памятка покупателю»

Создание буклета «Памятка покупателю»

Обобщение и повторение изученного за год (1ч.)

 

Учебный план

2 год обучения

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

теория

практика

1

Проект 4 «Маркетинговый план»

20

6

14

2

Проект 5 «Портфолио для успешной карьеры»

13

4

9

Обобщение и повторение изученного за год.

1

1

0

 

Итого

34

11

23

 

Учебно-тематический план

2 год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

В том числе

теория

практика

Проект 4 «Маркетинговый план»

20

6

14

1.       

Рыночная конкуренция. Спрос и предложения.

1

1

0

2.       

Название и логотип компании

1

1

0

3.       

Создание логотипа компании

2

0

2

4.       

Определение целевой аудитории. Соцопрос.

2

1

1

5.       

Эффективный маркетинговый план (5P)

1

1

0

6.       

Упаковка товара

1

0

1

7.       

Разработка упаковки товара

2

0

2

8.       

Расчет себестоимости и цены товара

2

1

1

9.       

Создание флаера

3

0

3

10.   

Подбор материалов и графики для создания убедительной презентации товара

2

0

2

11.   

Создание убедительной презентации товара

2

0

2

12.   

Защита проекта

1

1

0

Проект 5 «Портфолио для успешной карьеры»

13

4

9

13.   

Оценка профессиональной предрасположенности

2

1

1

14.   

Группы профессий и подготовка к профессии

2

1

1

15.   

Составление резюме

2

0

2

16.   

Подготовка карьерного портфолио. Собеседование.

1

1

0

17.   

Подбор материалов и графики для создания презентации «Портфолио для успешной карьеры»

2

0

2

18.   

Создание презентации «Портфолио для успешной карьеры»

3

0

3

19.   

Защита проекта

1

1

0

20.   

Обобщение и повторение изученного за год

1

1

0

 

Итого

34

11

23

Содержание программы

2 год обучения

Раздел 1. Проект 4 «Маркетинговый план» (20 ч.)

Рыночная конкуренция. Спрос и предложения. Название и логотип компании. Определение целевой аудитории. Эффективный маркетинговый план (5P).Упаковка товара. Расчет себестоимости и цены товара. Флаер. Инструменты векторного графического редактора. Технология обработки графических изображений.

Практические работы:

Создание логотипа компании

Соцопрос.

Разработка упаковки товара

Расчет себестоимости и цены товара

Создание флаера

Подбор материалов и графики для создания убедительной презентации товара. Создание убедительной презентации товара

Раздел 2. Проект 5 «Портфолио для успешной карьеры» (13 ч.)

Профессиональная предрасположенность. Группы профессий и подготовка к профессии. Правила составления резюме. Подготовка карьерного портфолио. Собеседование. Исследования в среде электронных таблиц. Дистанционное обучение. On-lineтестирования.

Практические работы:

Оценка профессиональной предрасположенности

Составление резюме

Подготовка карьерного портфолио.

Подбор материалов и графики для создания презентации «Портфолио для успешной карьеры». Создание презентации «Портфолио для успешной карьеры»

Обобщение и повторение изученного за год (1ч.)

 

Информационное и материально-техническое обеспечение программы

Аппаратные средства

­         компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки);

­         принтер;

­         локальная сеть;

­         доступ в Интернет.           

Программные средства

­         операционная система Линукс Юниор (или Windows ХP);

­         презентации к занятиям.

­         сборник программ, входящих в состав ОС АльтЛинукс  

OpenOffice.org Base, Scribus, OpenOffice.org Calc,

OpenOffice.org Impress, Inkscape, GIMP, OpenOffice.org Writer.

или пакет программ Microsoft Office.

 Методическое обеспечение  
дополнительной образовательной программы

 1 год обучения

Разделы программы

Формы занятий по каждому разделу

Приемы, методы организации учебного процесса

Техническое оснащение

занятий

Формы подведения итогов по каждому разделу

Введение в информационные технологии

Тематическая беседа, самостоятельная работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос

Проект 1 «Информационный бюллетень»

Тематическая беседа, работа над проектом

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, тестирование, защита проекта

Проект 2
«История великих изобретений»

Тематическая беседа, работа над проектом

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, тестирование, защита проекта

Проект 3
«Грамотный покупатель»

Тематическая беседа, работа над проектом

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, тестирование, защита проекта

 

Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы

год обучения

Разделы программы

Формы занятий по каждому разделу

Приемы, методы организации учебного процесса

Техническое оснащение

занятий

Формы подведения итогов по каждому разделу

Проект 4 «Маркетинговый план»

Тематическая беседа, работа над проектом

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, тестирование, защита проекта

Проект 5
«Портфолио для успешной карьеры»

Тематическая беседа, работа над проектом

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, тестирование, защита проекта

 

Список информационных источников

Для учителя:

  1. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. 2-е изд. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. М.: Лаборатория Базовых Знаний.2001
  3. КишикА. Adobe Photoshop: Эффективный самоучитель. М: Б8, 2000.
  4. Мураховский В. И. Компьютерная графика: Популярная энциклопедия. М.: АСТ-Пресс, 2000.
  5. Русских С. И. Графические объекты Word//Информатика и образование. 2001. №6.
  6. Симонович С В. Новейший самоучитель работы на компьютере. М.: АСТ-Пресс, 2000.
  7. Симонович С В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие. М.: АСТ-Пресс, Инфорком-Пресс, 1999.
  8. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие. М: Лаборатория Базовых Знаний, АО «Московские учебники», 2001.
  9. Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В ч. Ч. : Офисная технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

Для ученика:

  1. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. 2-е изд. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Симонович С В., Евсеев Г. А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. М.: АСТ-Пресс, Инфорком-Пресс 1998.
  3. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003.-М.: ОЛМА-ПРЕСС,2003.-920 с.:ил.
  4. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Учебное пособие, М., БИНОМ, 2006
  5. Симонович С В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. М.: АСТ-Пресс, Инфорком-Пресс, 1998.

 

 

Приложение.  

 

Показатели уровня владения информационными технологиями

  • выполнение базовых операции над объектами;
  • оперирование информационными объектами графического интерфейса;
  • умение структурировать текст;
  • умение создавать и использовать различные формы представления информации;
  • умение создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта;
  • умение создавать записи в базе данных;
  • умение создавать презентации на основе шаблонов;
  • умение искать информацию с применением правил поиска;
  • умение пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием;
  • оперирование различными видами информационных объектов с помощью компьютера;
  • умение распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использование готовых информационных моделей;
  • умение оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • умение иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создание информационных объектов сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • умение просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • умение наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • применение информационных образовательных ресурсов в самообразовании;
  • ориентация в информационном пространстве, работа с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизация коммуникационной деятельности;
  • соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией.