«Информационные технологии» дополнительная образовательная программа

Муниципальное образовательное учреждение
Старохмелевская средняя общеобразовательная школа

 

«Информационные технологии»
дополнительная образовательная программа
для детей среднего школьного возраста (11 - 14 лет)

срок реализации 2 года

Составитель:

педагог дополнительного образования
Шатрова Нина Николаевна

 Мичуринский район, 2010

 

Краткая информационная справка

Сведения об авторе:

Шатрова Нина Николаевна –  учитель информатики высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования.

Информация о программе:

         Программа «Информационные технологии» составлена в 2010 году

          Тип программы – модифицированная

         Направление деятельности – научно-техническое

         Уровень освоения – долгосрочный

         Возрастной диапазон – средний школьный возраст (11 - 14 лет)

Пояснительная записка 

В настоящее время, нельзя себе представить не одно производственное предприятие, на котором не используются компьютерные технологии. Осуществление любой деятельности проводится с максимальным использованием персональных компьютеров. Умение работать на компьютере также важно, как писать и считать.

Особое значение приобретает сегодня владение информационно-коммуникационными технологиями для поиска, передачи, хранения, обработки различных видов информации (текстовой, числовой, графической, видео- и аудиоматериалов).

Одним из ключевых направлений применения компьютерной техники учащимися является грамотное оформление результатов своей деятельности в виде отчетов, сообщений, докладов, рефератов и проектов. Создание электронных документов сложно и интересно, а по их качеству судят о формировании информационной культуры пользователя.

Для учеников особенно важно уметь работать с информацией по различным предметам школьного курса (математика, физика, химия, биология, русский язык, иностранный язык, литература, география и др.).

Направленность программы: научно-техническая.

Актуальность.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Навыки, приобретенные в этом курсе, могут рассматриваться как один из промежуточных  этапов  профессионального взаимодействия в любой  сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной.  Знание  форм  и  методов оформления, структуры и назначения основных видов документов, умение правильно их составлять  и  оформлять  с  помощью  компьютера  позволит учащимся  в  будущем  быстрее    адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности.

Новизна. 

Освоение собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации учащегося, является частью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности. Знания по теории информационных технологий воспитанник получает в контексте практического применения данного понятия, это дает возможность изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.

Педагогическая целесообразность.

Данная программа позволяет

­         повысить технологические умения по работе с прикладными программными средствами компьютера;

­         закрепить выработанные общеучебные умения и навыки;

­         развить воображение, фантазию, мышление;

­         научить коммуникативному взаимодействию при выполнении в группе проектов (в том числе и сетевых);

­         ориентировать на осознанный выбор профессии в будущем.

Цель: формирование навыков применения средств информационных и коммуникационных технологий в повседневной жизни, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных  на рынке труда. 

Задачи: 1 год обучения

образовательные:

  • дать представление о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
  • познакомить с основными понятиями информатики непосредственно в процессе создания информационного продукта;

развивающие:

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся, познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации;
  • расширение технологических навыков при подготовке различных информационных материалов;

воспитательные:

  • формировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Задачи: 2 год обучения

образовательные:

  • выработать навыки применять средства ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, при дальнейшем освоении будущей профессии;

развивающие:

  • развивать познавательные способности ребенка, память, внимание, пространственное мышление, эстетическое мировоззрение;
  • формирование творческого подхода к поставленной задаче;

воспитательные:

  • воспитывать социально-значимые качества личности человека: ответственность, коммуникабельность, добросовестность, взаимопомощь, доброжелательность.

Отличительные особенности данной программы.

Курс носит прикладной характер и призван выработать у обучаемых знания  о специфике тематических документов и материалов школьных дисциплин. Последовательность структуры изложения материала дает возможность закрепить полученные ранее навыки и применить их на новом уровне.

Формирование и закрепление соответствующих навыков оперирования прикладными программными средствами осуществляется в процессе оформления тематических документов. Выбор тематики идет с учетом индивидуальных потребностей учащегося, тем самым повышается мотивация при выполнении проектов.

Обучение по данной программе ведется в сотрудничестве с учителями предметниками, которые оказывают консультационную помощь при подготовке тематических информационных продуктов.

Программа рассчитана на работу со свободным программным обеспечением и операционной системой Линукс.

Возрастная аудитория: 11 - 14 лет.

Продолжительность обучения: 2 года

Формы организации учебных занятий.

Изучение курса ведется путем проведения занятий разнообразных форм: рассказ, беседа, демонстрации, объяснение, практическая работа на компьютере, самостоятельная работа, ролевые и деловые игры, проектная деятельность.

Режим занятий:  

1 год обучения - 34 часа (занятия проводятся в объеме 1 час в неделю).

2 год обучения - 34 часа (занятия проводятся в объеме 1 час в неделю).

 

Ожидаемые результаты обучения на конец 1 года обучения:

Учащиеся должны знать:

­         правила работы с компьютером и технику безопасности;

­         назначение и основные возможности текстовых редакторов;

­         этапы оформления текстового документа;

­         виды компьютерной графики и их особенности;

­         основные понятия ИКТ;

­         правила создания и представления мультимедийной презентации;

­         принципы обработки звуковой информации.

Учащиеся должны уметь:

­         применять технологические приемы работы с графикой и текстом;

­         самостоятельно подготовить текстовый документ и выполнить его форматирование в соответствии с современными требованиями документального дизайна;

­         готовить презентационные доклады;

­         обрабатывать числовые данные с помощью электронных таблиц и представлять полученную информацию в графической форме;

­         создать звуковой файл, делать коллажи из различных музыкальных фрагментов.

 

Ожидаемые результаты обучения на конец 2 года обучения:

Учащиеся должны знать:

­         понятие настольная издательская система и принципы создания публикаций;

­         принципы  работы  в Интернет;

­         этические и моральные нормы при работе в сети;

­         понятие алгоритма и исполнителя;

­         назначение алгоритма и его определение;

­         типовые конструкции алгоритма;

­         основные стадии разработки алгоритма;

­         принципы организации ветвления и циклов в программах.

Учащиеся должны уметь:

­         осуществлять поиск, преобразование, хранение,  использование и передачу информации, в том числе и в сети Интернет;

­         использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач;

­         составлять алгоритмы для исполнителя;

­         составлять программы по линейным, разветвляющимся и циклическим алгоритмам;

­         разрабатывать информационную модель системы в соответствии с заданной целью в среде 2D и 3D  редакторов .

 

Способы определения результативности.

Контроль усвоения теоретического материала осуществляется путем устного опроса, тестирования и анализа выполненных практических заданий, уровнем выполнения проектов. Ведется наблюдение за творческой деятельностью по следующим критериям:

  •  коммуникативность: эмоциональность общения детей, умение слушать и понимать друг друга, совместно  обдумывать и воплощать замысел;
  • творческая активность: инициативность, способность принимать самостоятельные решения.

 

Формы подведения итогов реализации программы: выставка работ учащихся, презентации, защита проектов, выступление, тестирование.

Учебный план

1 год обучения

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

теория

практика

  1.  

Введение в информационные технологии.

1

1

0

  1.  

Технологии обработки текстовой информации

6

2

4

  1.  

Технология  обработки графической информации

8

5

6

  1.  

Создание мультимедийных презентаций

8

2

6

  1.  

Технологии обработки числовой информации

6

2

4

  1.  

Технология обработки звуковой информации

4

2

2

7.

Обобщение и повторение изученного за год.

1

1

0

 

Итого

34

12

22

 

 

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

В том числе

теория

практика

Введение в информационные технологии (1 ч.)

1

0

Технологии обработки текстовой информации (6 ч.)

2

4

  1.  

Знакомство с текстовым процессором  OpenOffice.org Writer

1

1

0

  1.  

Набор и редактирование текста. Форматирование текста.

1

0

1

  1.  

Маркированные и нумерованные списки

1

0

1

  1.  

Работа с таблицами.

1

0

1

  1.  

Вставка объектов  в текстовый документ

2

1

1

Технология  обработки графической информации(8 ч.)

3

5

  1.  

Графические информационные объекты. Виды компьютерной графики.

1

1

0

  1.  

Инструменты растрового графического редактора GIMP.

1

1

0

  1.  

Создание рисунка средствами растрового графического редактора GIMP.

2

0

2

  1.  

Инструменты векторного графического редактора Inkscape.

1

1

0

  1.  

Создание рисунка средствами векторного графического редактора Inkscape.

2

0

2

  1.  

Создание анимированных графических объектов в GIMP.

1

0

1

Создание мультимедийных презентаций (8 ч.)

2

6

  1.  

Программа OpenOffice.org Impress для создания мультимедийных презентаций.  

1

1

0

  1.  

Макет слайда и структура презентации. Объекты. Шаблоны оформления.

1

0

1

  1.  

Создание анимации объектов на слайдах.

1

0

1

  1.  

Создание тематической презентации.

4

0

4

  1.  

Печать и демонстрация мультимедийных презентаций.

1

1

0

Технологии обработки числовой информации (6 ч.)

2

4

  1.  

Электронные таблицы OpenOffice.org Calc

1

1

0

  1.  

Создание динамической электронной таблицы с использованием функций..

2

0

2

  1.  

Построение диаграмм, графиков

2

1

1

  1.  

Решение вычислительных  задач

1

0

1

Технология обработки звуковой информации (4 ч.)

2

2

  1.  

Технология обработки звука и видеоизображения.

1

1

0

  1.  

Цифровой редактор звуковых файлов – Audacity.

1

1

0

  1.  

Запись и обработка звуковой информации.

2

0

2

Обобщение и повторение изученного за год (1ч.)

1

0

 

Итого

34

12

22

 

 Содержание программы

1 год обучения

Введение в информационные технологии (1 ч.)

Раздел 1. Технологии обработки текстовой информации (6 ч.)

Назначение текстового редактора. Меню. Команды. Текстовый процессор. Технология ввода текста. Набор и редактирование текста. Форматирование текста. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Маркированные и нумерованные списки. Графика, диаграммы.

Практические работы:

Набор и редактирование текста, форматирование текста.   

Работа с таблицами. Вставка объектов  в текстовый документ     

 

Раздел 2.Технология  обработки графической информации (8 ч.)

Графические информационные объекты. Компьютерная графика. Виды компьютерной графики. Векторная, растровая графика. Достоинства и недостатки. Области применения компьютерной графики. Цветовые модели. Основные форматы графических файлов. Форматы векторных изображений. Конвертирование векторного изображения в растровое. Виды компьютерной графики. Инструменты растрового графического редактора GIMP.  Инструменты векторного графического редактора Inkscape. 

Практические работы:

Создание рисунка средствами растрового графического редактора GIMP. Создание рисунка средствами векторного графического редактора Inkscape.  

Создание анимированных графических объектов в GIMP.

 

Раздел 3.Создание мультимедийных презентаций (8 ч.)

Программа OpenOffice.org Impress для создания мультимедийных презентаций. Макет слайда и структура презентации. Объекты. Шаблоны оформления. Выделение этапов создания презентаций. Создание фона, создание текста, вставка рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка анимации рисунков, запуск и отладка презентации.

Создание анимации объектов на слайдах.       

Печать и демонстрация мультимедийных презентаций.  

Практические работы:

Создание тематической презентации.   

 

Раздел 4.Технологии обработки числовой информации (6 ч.)

Назначение  и  возможности  электронных  таблиц  и  электронных  калькуляторов.  Структура  электронных  таблиц.  Ввод  текста,  числовых  значений  и  формул  в  электронных  таблицах.  Динамические  вычисления.  Стандартные  функции  (математические,  логические,  статистические).  Относительная  и  абсолютная  адресация.  Сортировка  и  поиск  данных  в  электронных  таблицах.  Использование  электронных  таблиц  для  решения  прикладных задач.  Электронные таблицы 

Практические работы:

Создание динамической электронной таблицы с использованием функций.

Построение диаграмм, графиков  

Решение вычислительных  задач

 

Раздел 5.Технология обработки звуковой информации (4 ч.)

Технология обработки звука и видеоизображения. Цифровой редактор звуковых файлов – Audacity. Запись и обработка звуковой информации. 

Практические работы:

Обработка звуковой информации

Обобщение и повторение изученного за год (1ч.)

 

Учебный план

2 год обучения

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

теория

практика

  1.  

Настольные издательские системы

6

2

4

  1.  

Базы данных

5

2

3

  1.  

Моделирование

6

2

4

  1.  

Сетевые информационные технологии

6

2

4

  1.  

Алгоритмизация и программирование

10

3

7

  1.  

Обобщение и повторение изученного за год.

1

1

0

 

Итого

34

12

22

 

Учебно-тематический план

2 год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

В том числе

теория

практика

Настольные издательские системы (6 ч.)

2

4

  1.  

Настольная издательская система Scribus

1

1

0

  1.  

Макеты публикаций для печати. Цветовые и шрифтовые схемы.

1

1

0

  1.  

Создание тематической публикации

3

0

3

  1.  

Печать публикации

1

0

1

Базы данных (5 ч.)

2

3

  1.  

Системы управления базами данных

1

1

0

  1.  

Управление базами данных в OpenOffice.org Base

1

1

0

  1.  

Создание базы данных в OpenOffice.org Base

3

0

3

Моделирование (6 ч.)

2

4

  1.  

Назначение и виды информационных моделей.

1

1

0

  1.  

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

1

1

0

  1.  

Профессиональная CAD система- Qcad

2

0

2

  1.  

3D моделирование

2

0

2

Сетевые информационные технологии (6 ч.)

2

4

  1.  

Локальные и глобальные компьютерные сети.

1

1

0

  1.  

Сервисы сети Интернет.

2

1

1

  1.  

Поиск информации в Интернет.

1

0

1

  1.  

Инструменты создания информационных объектов для Интернета.

2

0

2

Алгоритмизация и программирование (10 ч.)

3

7

  1.  

Алгоритмы. Свойства алгоритмов.

1

1

0

  1.  

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

1

1

0

  1.  

Исполнители алгоритмов

2

0

2

  1.  

Учебная среда программирования (Logo)

2

0

2

  1.  

Визуальная среда разработки на Basic -Gambas (Basic)

4

1

3

Обобщение и повторение изученного за год (1ч.)

1

0

 

Итого

34

12

22

 

 Содержание программы

2 год обучения

Раздел 1.Настольные издательские системы (6 ч.)

Настольная издательская система Scribus      .Макеты публикаций для печати. Цветовые и шрифтовые схемы. Печать публикации.       

Практические работы:

Создание тематической публикации      

Раздел 2.Базы данных (5 ч.)

Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных. Организация баз данных. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые. Использование инструментов системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе.   

Управление базами данных      

Практические работы:

Создание базы данных     

Раздел 3.Моделирование (6 ч.)

Модель в деятельности человека. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Описание (информационная модель) реального объекта и процесса. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания. Использование описания Назначение и виды информационных моделей.      

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Профессиональная CAD система- Qcad 

3D моделирование        

Практические работы:

Моделирование интерьера.

Построение трехмерных моделей

 

Раздел 4.Сетевые информационные технологии (6 ч.)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Сервисы сети Интернет. Инструменты создания информационных объектов для Интернета. HTML. Структура Web-страницы. Заголовок документа. Тело документа. Теги. Атрибуты тегов.

Поиск информации в Интернет.

Создание Web-страницы с использованием HTML.

 

Раздел 5.Алгоритмизация и программирование (10 ч.)

Алгоритм, свойства алгоритмов. Виды алгоритмов. Вспомогательный алгоритм. Алгоритмические конструкции. Формы записи алгоритмов. Блок-схемы. Разбиение задачи на подзадачи. Представление о программировании. Программирование. Создание программ по линейным, разветвляющимся и циклическим алгоритмам.  Исполнители алгоритмов. Учебная среда программирования. Визуальная среда разработки.     

 

Практические работы:

Работа в среде компьютерного исполнителя.

Работа в учебной среде программирования          

Работа в визуальной среде разработки      

Обобщение и повторение изученного за год (1ч.)

 

 

Информационное и материально-техническое обеспечение программы.

Аппаратные средства

­         компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки);

­         принтер;

­         компакт диски с необходимым программным обеспечением,

­         локальная сеть;

­         доступ в Интернет.           

Программные средства

­         операционная система Линукс Юниор (или Windows ХP);

­         презентации к занятиям.

­         сборник программ, входящих в состав ОС АльтЛинукс  

−       Gambas (Basic),

−       KTurtle (Logo),

−        Qcad,

−       OpenOffice.org Base,

−       Scribus, Audacity,

−       OpenOffice.org Calc,

−       OpenOffice.org Impress,

−       Inkscape,

−       GIMP,

−       OpenOffice.org Writer.

 

 

Методическое обеспечение  
дополнительной образовательной программы.

 1 год обучения 

Разделы программы

Формы занятий по каждому разделу

Приемы, методы организации учебного процесса

Техническое оснащение

занятий

Формы подведения итогов по каждому разделу

Технологии обработки текстовой информации

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование

Технология  обработки графической информации

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование, выставка работ

Создание мультимедийных презентаций

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование, защита проекта

Технологии обработки числовой информации

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование

Технология обработки звуковой информации

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование

 


 Методическое обеспечение 
дополнительной образовательной программы.

год обучения

Разделы программы

Формы занятий по каждому разделу

Приемы, методы организации учебного процесса

Техническое оснащение

занятий

Формы подведения итогов по каждому разделу

Настольные издательские системы

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование, защита проекта

Базы данных

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование

Моделирование

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование, защита проекта

Сетевые информационные технологии

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ

Алгоритмизация и программирование

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование

 

Список информационных источников

Для учителя:

 

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. – 4-е изд.. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Задачник-практикум 1-2 том  под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002
  3. Информатика в школе №2 – 2007г., приложение к журналу «Информатика и образование»
  4. И.С. Сергеев Как организовать проектную деятельность учащихся – М.: Аркти, 2007 г.
  5. Основы компьютерных сетей: - Microsoft Corporation: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г.

Для ученика:

  1. Информатика. 7-9 класс. Практикум – задачник по моделированию/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001.
  2. Л.Л. Босова. Занимательные задачи по информатике. 3-е изд. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003.-М.: ОЛМА-ПРЕСС,2003.-920 с.:ил.
  4. Шафран Э. Создание web-страниц; Самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.
  5. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Учебное пособие, М., БИНОМ, 2006
  6. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2004. 

Приложение.

Глоссарий терминов

Информационная технология (Informationtechnology) - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) - информационная технология, в которой для передачи, сбора, хранения и обработки данных, используются методы и средства вычислительной техники и систем связи.

Аппаратное обеспечение (Hardware)- комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав системы или сети.

Виртуальная реальность (Virtual reality) - высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

Высокая технология - совокупность информации, знаний, опыта, материальных средств при разработке, создании и производстве новой продукции и процессов в любой отрасли экономики, имеющих характеристики высшего мирового уровня.

Геоинформационные технологии (ГИС-технологии)-  технологическая основа создания географических информационных систем, позволяющая реализовать их функциональные возможности.

Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

Информационный рынок (Information market) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле информационными технологиями, информационными продуктами и услугами.

Когнитивные технологии (Cognitive technologies) - информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека. Когнитивные технологии развивают воображение и ассоциативное мышление человека.

Мультимедиа (Multimedia) - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства.

Мультимедиа технологии - совокупность современных средств аудио- теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления рекламной деятельностью.

Новая информационная технология - информационная технология с дружественным интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.

Обмен вычислительными ресурсами (Peer-to-peercomputing) - информационная технология, обеспечивающая возможность обмена вычислительными и иными ресурсами между несколькими компьютерами, подключенными к сети Интернет.

Онлайновые технологии (On-line technologies) - средства коммуникации сообщений в сетевом информационном пространстве, обеспечивающие синхронный обмен информацией в реальном времени.

Открытая система (Open system) - вычислительная среда, состоящая из аппаратных и программных продуктов и технологий, разработанных в соответствии с общедоступными и общепринятыми (международными) стандартами.

Оффлайновые технологии (Off-line technologies) - средства электронной коммуникации сообщений в сетевом информационном пространстве, допускающие существенную асинхронность в обмене данными и сообщениями. Оффлайновые технологии включают: списки рассылки, группы новостей, веб-форумы и т.д.