Применение технологии продуктивного обучения при изучении темы "Информационное моделирование"

Уважаемые коллеги!

Свой мастер-класс я хочу посвятить применению технологии продуктивного обучения на уроках информатики. В практике общеобразовательных школ России используются элементы данной технологии, тогда как за рубежом уже работают специальные «Продуктивные школы». 

 

В основе продуктивного обучения лежит принцип Джона Дьюи “learning by doing” – «обучения через деятельность».

Проанализировав текст образовательной инициативы «Наша новая школа», мы увидим, что эта концепция полностью вписываются в поставленные перед образованием задачи.

 

 

Кратко о сути продуктивного обучения.

Ведущая идея данной технологии в том, что чем точнее и одновременно шире осознает ученик стоящие перед ним цели, тем ответственнее он приступает к их реализации.

В продуктивном обучении мы переходим от триединой цели урока (дидактической, развивающей и воспитательной) к группе целей развития мыслительных навыков - знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка (классификация Б. Блума).

Индивидуальный интерес, повышение самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей работы является существенным условием продуктивности.

Получив задание, ученик самостоятельно находит ответ на вопрос, как данное задание поможет ему в дальнейшем, осуществляет поиск знаний из других дисциплин, сопутствующих решению данной проблемы. 

Одной из задач продуктивного обучения является формирование у каждого ученика персонального познавательного стиля, воспитывается и развивается культура постановки вопросов.

Ученик хочет получить у учителя ответ на свой вопрос, помощь в конкретной ситуации.

Таким образом, учитель становится ученику необходим.

 

Вообще, в системе продуктивного обучения роль учителя меняется самым решительным образом. Учитель «уходит» от доски к парте. Он перестает быть «источником мудрости», которая должна быть передана ученикам, он становится их партнером.

Показателями продуктивности для педагога являются консультирование и поддержка учащегося, взаимодействие с ним, обеспечение условий для продуктивной учебной деятельности (технологические карты, информация о возможностях образовательной среды и т.п.).

Для педагогов продуктивного обучения их собственная личность является их основным рабочим инструментом. Педагог должен своим примером, творчеством подготовить учеников к творческой деятельности, пониманию себя как личности.

 

 

 

В практику работы традиционных школ прочно вошли такие методы продуктивного обучения, как

  • игровые конкурсы
  • проектная деятельность

Рефлексии в продуктивном обучении уделяется очень важная роль. Она позволяет ученику сопоставить свою цель с достигнутыми результатами.

На уроках информатики продуктивное обучение позволяет ученикам создать личностно-значимым продукт, и, что не менее важно – получить достойную оценку других учеников, родителей, учителей, общественности. Для этого обязательно организуются выставки работ, проводится защита проектов.

 

Реализация идей продуктивности и творческого самовыражения будет сталкиваться со значительными трудностями, если в ней заинтересованы лишь отдельные педагоги школы. Старохмелевской филиал данную проблему решил путем интеграции основного и дополнительного образования в рамках школы полного дня.

 

 

Посмотрим, как практически можно реализовать продуктивное обучение на уроке информатики на примере темы «Информационное моделирование» в 7 классе.

Актуализация 

Как вы думаете, что нужно, чтобы построить дом?

  • проект
  • захотеть
  • купить землю
  • получить разрешение
  • разрешение...

 

 

 

Попробуем все ваши идеи представить в виде схемы (отбросим финансовую и юридическую сторону вопроса).

В ваших материалах к уроку есть термины по данной теме.

Определите, какие виды моделей представлены в схеме.

 

На этом уроке мы будем учиться создавать информационную компьютерную модель интерьера. Для этого нам потребуется специальная программа. Программ, которые помогли бы нам в нашей работе множество. Мы познакомимся с программой SweetHome (Милый дом).

Запустим ее и начнем создавать свой милый дом.

 

С чего вы начнете создавать его? со стен

Выберите инструмент для создания стен и изобразите комнату 6 на 5 метров.

Из библиотеки объектов дверь перетянем на стену, изображенную на плане. Так же поступаем и с окнами.

 

Покрасить стены  и изменить характеристики любого объекта можно ПКМ на этом объекте.

Расставьте мебель на план. Обратите внимание, что по четырем углам объектов мебели располагаются управляющие кнопки: поворот, размер, высота, поднять над уровнем пола.

 

После того, как интерьер создан его можно сфотографировать, предварительно выбрав необходимый вид в окне трехмерной модели. Сохраните получившуюся фотографию.

 

Можно совершить по дому и виртуальную экскурсию. Указывая для камеры траекторию движения. Сохранив затем видео файл.

Теперь, когда ваша работа завершена. Попробуем ответить на вопросы:

  • Чему вы научились сегодня?
  • Как пригодится вам в будущем полученные на уроке знания?
  • Чем помогают модели при создании объектов (например, при строительстве домов)?
  • Хотелось ли бы вам продолжить знакомство с этой программой?
  • Как вы думаете, модели каких объектов можно было бы еще создать в данной программе?
  • Какие недостатки вы увидели в данной программе?
  • Как бы вы порекомендовали авторам ее доработать?

Домашнее задание

Подготовить сообщения на темы

  • птимальные принципы планировки жилого помещения"
  • "Условные обозначения на плане дома"
  • "Какие документы необходимы, чтобы построить дом"
  • "Сайты сети Интернет с проектами домов"
  • "Сколько стоит дом построить"
  • "Технологии строительства домов" 
  • "Гигиенические требования к жилым помещениям"

Подготовка к Творческому заданию

На следующем уроке мы будем создать в программе Sweet Home модель реального дома или помещения для этого вам нужно будет подготовить его план с размерами. 

Выводы по уроку 

Модели окружают нас повсюду. Мы часто не задумываемся об этом, поскольку построение моделей для человека так же естественно, как ходьба или умение пользоваться ножом и вилкой. Вообще, какую бы жизненную задачу ни взялся решать человек, первым делом он строит модель - иногда осознанно, а иногда и нет.

Презентация к вводному уроку по теме "Моделирование"

Чтобы созданная модель была реалистична, позволяла бы использовать ее для решения конкретных задач, необходимо проанализировать моделируемый объект со всех сторон (как будет использоваться, для кого создается, финансовые и юридические вопросы, эргономические и гигиенические требования).