Методические рекомендации по развитию творческих способностей на уроках информатики

Актуальность

На уроках информатики подбор методов обучения, программного обеспечения, задач, тематик проектной работы должен отталкиваться от индивидуальных особенностей ребенка и его образовательных потребностей. 

Проблема обучения одаренных детей  в условиях общеобразовательного учреждения не нова. Каждый учитель определяет свою стратегию в решении этого вопроса. 

С 2011 года по этой проблеме в нашей школе целенаправленно и планомерно ведётся  работа по выявлению  и развитию способностей учащихся: ежегодно психологом школы в тесном сотрудничестве с классными руководителями поводится диагностика учащихся по методике изучения учебных способностей и умственной одарённости учащихся (для младшей и средней возрастных параллелей).

Используемые в школе методики выявления способностей позволяют определить у учащихся

  • интеллектуальную 
  • художественно-изобразительную 
  • лидерскую 
  • литературно-творческую
  • музыкальную 
  • спортивную одаренности.

Креативность

Креативность

В мировой психологической практике тест Е. Торранса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.

Компоненты креативности

Беглость

  • ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос;
  • ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну;
  • ребенок задает много вопросов;
  • у ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной;
  • ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли;
  • ребенок работает быстро и продуктивно.

Гибкость

  • ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа;
  • ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект;
  • ребенок выдвигает множество идей и исследует их;
  • ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой;
  • ребенок думает о различных путях решения проблемы.

Оригинальность

  • ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает ассиметричные рисунки и изображения;
  • ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет возможные ответы;
  • ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно);
  • ребенок получает удовлетворение от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы;
  • после того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения;
  • ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.
Разработанность
  • ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок;
  • ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов или решений, и предлагает наиболее глубокое значение;
  • ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким-либо образом;
  • ребенок хочет приукрасить или дополнить работу или идею других людей;
  • ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их;
  • ребенок изменяет правила игры.

Любознательность

  • ребенок спрашивает всех и обо всем;
  • ребенку нравится изучать устройства механических вещей;
  • ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления;
  • ребенок любит изучать новые вещи и идеи;
  • ребенок ищет разные возможности решения задачи;
  • ребенок изучает книги, картины, и т.д., чтобы познать как можно больше.

Воображение

  • ребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел;
  • ребенок представляет, как он будет решать проблему, которую он решает;
  • ребенок мечтает о различных местах и вещах;
  • ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался;
  • ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие;
  • ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей (событий).

Сложность

  • ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям;
  • ребенок любит ставить перед собой трудные задачи;
  • ребенок любит изучать что-то без чьей-либо помощи;
  • ребенку нравятся сложные задания;
  • ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели;
  • ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.

Склонность к риску

  • ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других;
  • ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться их осуществить;
  • ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов;
  • ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию;
  • ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя, родители выражают ему свое неодобрение;
  • ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

 

Невозможно всех одаренных детей привести к единому знаменателю, все они такие разные! Задача учителя состоит в создании таких условий, в которых ученик мог бы проявить себя и определить путь для самореализации. 

Подбор программного обеспечения для творческих проектов

Подбор программного обеспечения для творческих проектов
в рамках информационного моделирования

Создание статических графических моделей (2D)

  • Paint
  • GIMP
  • Inkscape 

 

Создание статических трехмерных моделей (3D)

  • Blender
  
  
 
  • Sweet Home 3D
 
 
 

Создание анимированных моделей (2D)

  • PowerPoint
  • Swish Max (демо версия)
  • Scratch
  • Vectorian Giotto

Фрагмент мультфильма в SwishMax

Создание трехмерной анимации (3D)

Стратегии обучения одаренных детей

В условиях обычного обучения одаренному ребенку просто скучно если обучение не соответствует его способностям. Поэтому нужен глубокий индивидуальный подход к таким детям. Необходимо строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям.

Стратегии обучения одаренных детей

К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение, обогащение и углубление, а также стратегию проблематизации.

1. Ускорение

Ускорение должно быть связано с изменением скорости обучения, а не его содержанием. Особенность одаренных детей – быстрота в схватывании сущности, смысла, великолепное запоминание информации.

2. Обогащение и углубление

Стратегия обогащения и углубления включает в себя два направления: расширение кругозора и развитие инструментария получения знаний.

3. Проблематизация

Одаренные дети с готовностью откликаются на необходимость самостоятельного поиска путей решения проблемы, причем, чем сложнее проблема, тем с большим энтузиазмом они работают.

 

Ментальная карта  

 

 

 

Способы стимулирования творческих способностей

Способы стимулирования творческих способностей

  • создание соответствующего психологического климата на занятиях: доброжелательности, радостного отношения к познанию, положительных эмоций;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы
  • соблюдение принципа "право на ошибку";
  • учет результатов индивидуальной творческой деятельности;
  • переход к учету динамики успехов каждого школьника, т.е. сравнение новых успехов ученика с прошлыми успехами того же ученика, а не сравнение друг с другом;
  • обеспечение продуктивности выполняемых фронтальных, 
  • групповых, индивидуальных работ как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

 

Информационные источники

Сайт "Творчество и креативность" http://manprogress.com/ru/methods/creativity.html