Педагогический проект «Моделирование как средство повышения творческого потенциала учащихся»

 

Обоснование необходимости проекта

В условиях модернизации и инновационного развития России, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

 

В формировании инновационной экономики ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности – интеллект, творческий потенциал человека.

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

 

Формирование и развитие личности определяется тем, насколько успешно реализует человек свою творческую активность в подростковом возрасте. 

Школа не только готовит к жизни, она уже есть сама жизнь.

Противоречия

  • между социальным заказом остановить тенденцию простой трансляции готового научного знания и нацеленностью большей части учащихся на исполнительскую деятельность; 
  • между уникальностью личностно-профессионального пути развития школьников и  недостаточного учета её в проектировании педагогического процесса, развивающего их творческий потенциал учащихся;
  • между потребностью общества в поколении людей, способных мыслить нестандартно, и  недостаточным использованием высокого потенциала информационных технологий для развития интеллектуально-творческого потенциала школьника.

 

Проблема

Независимые исследования показывают низкий уровень творческого потенциала выпускников российских школ. Они недостаточно подготовлены к самосовершенствованию, к решению нестандартных жизненных ситуаций и отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления.

Цель проекта

Создание условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала учащихся средствами информационных технологий. 

Задачи проекта

  • Изучить информационные источники по вопросу психолого-педагогических аспектов творческой деятельности.
  • Выявить уровень развития творческих способностей учащихся с применением диагностических методик.
  • Проанализировать организационно-педагогические условия творческой деятельности учащихся при интеграции основного, дополнительного образования по информатике.
  • Осуществить подбор прикладного программного обеспечения для обеспечения продуктивности и мотивации школьников к познанию и творчеству через моделирование.
  • Разработать комплекс заданий по теме «Моделирование», стимулирующих развитие творческого потенциала учащихся.

Целевые группы

Творческая группа:

Учитель

Осуществляет практическую реализацию проекта, организует уроки и занятия дополнительного образования, обеспечивает условия для создания ситуации успеха, самореализации, раскрытия индивидуальности  учащихся, оказывает им помощь в формировании портфолио достижений .

Психолог

Оказывает помощь при проведении диагностических процедур.

Ученики 5-11 классов:

Участвуют в урочной и внеурочной деятельности,  олимпиадах и конкурсах различного уровня, осуществляют проектную и исследовательскую деятельность.

Родители учащихся:

Оказывают помощь в реализации проекта.

Основные направления реализации проекта

  • Изучение уровня сформированности творческой активности учащихся подросткового возраста.
  • Разработка заданий по моделированию в средах прикладного программного обеспечения и подготовка методических рекомендаций по организации творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики.
  • Апробирование организационно-педагогические условий развития творческого потенциала учащихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования по информатике.
  • Ведение работы по формированию портфолио достижений учащихся в области информационных технологий.

Этапы реализации проекта

Диагностико–организационный этап (сентябрь 2009 - май 2010):

  • анализ информационных источников по теме проекта;
  • разработка проекта и обеспечение материально-технической базы;
  • информирование участников образовательного процесса о проекте, его потенциале и пользе;
  • диагностика уровня творческого потенциала.

Организационно-практический этап (сентябрь 2010 - май 2012):

  • разработка творческих заданий по теме «Моделирование»;
  • проведение уроков и занятий ДО с использованием методов стимулирования творческой деятельности;
  • промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
  • подготовка портфолио учебных достижений по информатике.

Итогово-аналитический  (сентябрь 2012 - октябрь 2013 )

  • мониторинг эффективности проекта;
  • подведение итогов, рефлексия;
  • распространение опыта.

Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня показателей развития творческих способностей учащихся  (оригинальность, гибкость, беглость, продуктивность).
  • Повышение мотивации учащихся к познанию и творчеству при освоении основной и дополнительных образовательных программ по информатике.
  • Формирование прочных теоретических знаний и практических навыков, учащихся в области информационных технологий, посредством активизации их творческого потенциала.
  • Приобретение навыков моделирования для самореализации, самоопределения и профориентации учащихся.

Теоретико-методологическая основа педагогического проекта

  • Идеи личностно-ориентированного образования (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, Н.И. Алексеев). 
  • Концепции формирования мышления учащихся (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин).
  • Индивидуализация процесса развития творческой активности учащихся (И.Э. Унт)
  • Формирование мотивации учебно-творческой деятельности на основе использования информационно-коммуникационных технологий (О.В. Арестова, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, Г.И. Дацюк, Г.А. Кручинина и др.).

Формы работы

  • Индивидуальный и дифференцированный подход
  • Работа творческих объединений дополнительного образования по информатике
  • Участие в олимпиадах  и конкурсах различного уровня
  • Создание учащимися портфолио достижений в области информационных технологий
  • Исследовательская и проектная деятельность учащихся

Критерии эффективности

  • Повышение показателей развития уровня творческих способностей  учащихся (оригинальность, гибкость, беглость, продуктивность).
  • Создание учащимися нового оригинального продукта как формы результатов своего интеллектуального творчества.
  • Возрастание конкурсной активности учащихся.
  • Повышение уровня индивидуальных достижений учащихся.
  • Повышение уровня психолого-педагогической компетентности самого учителя предметника.

Оценка рисков

Риски проекта

Меры для их минимализации

На проведение занятия по моделированию сложных объектов требуется больше учебного времени

Варьирование сложности заданий для уроков и занятий дополнительного образования.

Недостаточный уровень владения ИКТ некоторых учащимися для выполнения творческих заданий

Диагностика реальных учебных возможностей учащихся, применение методов создания ситуации успеха и способов стимулирования творческих способностей.

Отсутствие  у ребенка интереса к предлагаемому объекту моделирования.

Формирование положительной мотивации к учению с опорой на склонности и образовательные потребности ребенка.

 

Динамика показателей развития творческих способностей учащихся

 

 

Охват учащихся дополнительными образовательными программами

 

 

Динамика конкурсной активности

 

 

Мотивационная сфера учащихся

 

 

В ходе реализации проекта

Разработаны:

  • Программы дополнительного образования по информатике
  • Задания творческого характера по теме «Моделирование» и методические рекомендации к ним.
  • Памятки по организации образовательного процесса, направленного на развитие творческих способностей.
  • Проектные и исследовательские работы учащихся.
  • Портфолио достижений ученика в области информационных технологий.

Результаты проекта были представлены:

  • на муниципальной научно-практической конференции «Инновационная деятельность учителя - основа развития современной школы» - выступление «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках информатики» .
  • в рамках регионального проекта «Педагогический десант» учителей мастер-класс по теме «Моделирование».
  • на XII Международной научно-методической конференции (Воронеж, 2012г) выступление «Изучаем основы программирования с Alice».
  • на муниципальном мероприятии «Приоритетные направления в методике преподавания предметов естественно-научного цикла в условиях введения ФГОС второго поколения» - выступление «Нравственные аспекты использования ИКТ»
  • на внутришкольном семинаре «Использование ИКТ на уроках и во внеурочной работе» - доклад «Использование свободного программного обеспечения в работе учителей-предметников».

Публикации:

  • Индивидуализация обучения на уроках информатики //Современная школа в инновационном процессе: проблемы и перспективы: Сб. материалов, посвященный 70-летию МГПИ/ ред. кол.: Л.Д. Бобылева, А.Ю. Околелов, А.В. Тимкин, Т.В. Тюняева, под общ. ред. Л.П. Петрищевой.- Мичуринск:  МГПИ,2009. С.55с.
  • Шатрова Н.Н. Изучаем основы программирования с Alice// Информатика: проблемы, методология, технологии: материалы XII Международной научно-методической конференции, Воронеж, 9-10 февраля 2012г. : в 2-х т./ Воронежский государственный университет.- Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012. С.302

Информационные ресурсы

  • Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать? М.:"Просвещение", 1991
  • Борзенкова И.В. Психология творчества: Учебное пособие для студентов. - Курск: Издательство Регионального открытого социального института, 2002 – 68с.
  • Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте , – М.: Просвещение, 1991. – 396 с.
  • Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников. – Л.: Знание, 1978. – 167с.
  • Леонидова Г.В. Творческий потенциал населения: состояние и условия воспроизводства// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №4(12), 2012.
  • Меерович М.И. Технология развития творческого мышления: Практическое пособие / М.: АСТ, 2000 – 432 с.
  • Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учебное пособие//Магнитогорск: «Педагог», 1991. – 287с.
  • http://manprogress.com/ru/methods/creativity.html